Формирование мотивации к трудовой деятельности у детей 4-5 лет посредством лэпбука «Не мешайте мне трудиться»

Из опыта работы

«Формирование мотивации к трудовой деятельности у детей 4-5 лет посредством лэпбука «Не мешайте мне трудиться»

Третьякова Вера Константиновна,

воспитатель МБДОУ №38,

г. Заполярный Мурманской обл.

Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. В отечественной педагогической науке накоплен огромный теоретический и практический опыт трудового воспитания, однако, в последние годы в связи с изменениями требований к содержанию образования, введением новых образовательных стандартов, происходит пересмотр многих существовавших ранее установок и правил.

В соответствии с ФГОС цель трудового воспитания в современных ДОО состоит в формировании положительного отношения к труду.

Цель достигается через решение задач:

— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

— воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

— развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

Труд ребенка-дошкольника имеет ряд отличительных особенностей, которые отличают его от труда взрослых. Здесь я хочу подчеркнуть  то что, Труд ребенка тесно связан с игрой

Здесь я хотела бы особо выделить следующую особенность.

Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В своей педагогической деятельности мы используем комплекс мероприятий для формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.

Это постоянное обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых. Это и сотрудничество с родителями .

Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

В своей работе мы используем  интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.

Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?

  1. Лэпбук помогает систематизировать материал,
  2. помогает быстро и эффективно закрепить изученноев занимательно-игровой форме.
  3. мы помогаем ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  4. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Сегодня я Хочу представить вам сегодня свою методическую разработку — лэпбук для детей 4-5 лет «Не мешайте мне трудиться».

В лэпбук «Не мешайте мне трудиться» включен систематизированный материал по теме трудового воспитания дошкольников в средней группе детского сада.

В нашем лэпбуке есть различные кармашки с играми, мини-книжками со стихами, загадками, пальчиковой гимнастикой, алгоритмами трудовой деятельности. Он предназначен для детей среднего дошкольного возраста и является развивающим средством обучения.

Кармашек «Не мешайте мне трудиться» с дидактической игрой (парные       картинки). Развивает память, внимание, воспитывает уважение к труду взрослого.

Кармашек «Пальчиковая гимнастика». Развивает мелкую моторику, закрепляет представления о труде.

Кармашек«Папка-малышка» включает загадки о профессиях и труде.               Обобщает и активизирует знания детей о труде, профессиях.

Кармашек алгоритмов «Как ухаживать за комнатными растениями». Совершенствует умение моделировать трудовой процесс в уголке природы.

Кармашек «Алгоритм дежурства по столовой.» Помогает запомнить алгоритм трудовых действий с опорой на карточки-схемы.

Кармашек «Народные пословицы о труде». Знакомит с устным народным творчеством.

Кармашек — дидактическая игра «Мамины помощники». Способствует формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей и т.д.

Кармашек «Стихотворения о профессии, труде». Обогащает речь, расширяет словарный запас, развивает воображение.

Кармашек «Раскраска». Развивает мелкую моторику рук, творческие способности.

Кармашек с сюжетными картинками «Трудовое воспитание». Формирует у детей представления о работах, проводимых в разное время года. В саду, в огороде, на участке.

Кармашек «Расскажи сказку», пальчиковый мини-театр,сказок «Три поросенка», «Репка». Развивает правильную речь, активирует словарный запас, а также развивает мышление, внимание память, любовь к труду.

По мере обогащения детского опыта по теме трудового воспитания в нашей чудо – книжке будут появляться новые кармашки.

Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук — это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.

Результат работы

  • Повышается познавательная активность детей;
  • формируется устойчивый интерес к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
  • повышается творческая инициативность, развитие общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
  • пополняется развивающая предметно-пространственная среда;
  • формируется уважительное отношение к личному труду, труду         взрослых и сверстников;
  • расширяются представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Таким образом, технология лэпбукинг может использоваться в работе педагога дошкольной образовательной организации как педагогическое условия формирования мотивации к трудовой деятельности у детей 4-5 лет.

Список литературы:

1.Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя

детского сада / Р.С. Буре. — М.: Просвещение, 2018.

2. Что такое лэпбук? [Интернет ресурс] /

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/chto-takoe-lepbu

3. Технология «Лэпбук» и ее применение [Интернет ресурс] /

https://vsesvoimirykami.ru/kak-sdelat-lepbuk-svoimi-rukami/

4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: ТЦ Сфера, 2005

5. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких — М.: Издательство Эксмо, 2007 г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.