Из опыта работы
«Формирование мотивации к трудовой деятельности у детей 4-5 лет посредством лэпбука «Не мешайте мне трудиться»
Третьякова Вера Константиновна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Вопросы трудового воспитания составляют важнейшее направление всей воспитательной работы, которую необходимо проводить с дошкольниками. В отечественной педагогической науке накоплен огромный теоретический и практический опыт трудового воспитания, однако, в последние годы в связи с изменениями требований к содержанию образования, введением новых образовательных стандартов, происходит пересмотр многих существовавших ранее установок и правил.
В соответствии с ФГОС цель трудового воспитания в современных ДОО состоит в формировании положительного отношения к труду.
Цель достигается через решение задач:
— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
— развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.
Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Труд ребенка-дошкольника имеет ряд отличительных особенностей, которые отличают его от труда взрослых. Здесь я хочу подчеркнуть то что, Труд ребенка тесно связан с игрой
Здесь я хотела бы особо выделить следующую особенность.
Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.
Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В своей педагогической деятельности мы используем комплекс мероприятий для формирования компонентов трудовой деятельности у детей 4–5 лет.
Это постоянное обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями и трудом взрослых. Это и сотрудничество с родителями .
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В своей работе мы используем интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?
- Лэпбук помогает систематизировать материал,
- помогает быстро и эффективно закрепить изученноев занимательно-игровой форме.
- мы помогаем ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
- Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Сегодня я Хочу представить вам сегодня свою методическую разработку — лэпбук для детей 4-5 лет «Не мешайте мне трудиться».
В лэпбук «Не мешайте мне трудиться» включен систематизированный материал по теме трудового воспитания дошкольников в средней группе детского сада.
В нашем лэпбуке есть различные кармашки с играми, мини-книжками со стихами, загадками, пальчиковой гимнастикой, алгоритмами трудовой деятельности. Он предназначен для детей среднего дошкольного возраста и является развивающим средством обучения.
Кармашек «Не мешайте мне трудиться» с дидактической игрой (парные картинки). Развивает память, внимание, воспитывает уважение к труду взрослого.
Кармашек «Пальчиковая гимнастика». Развивает мелкую моторику, закрепляет представления о труде.
Кармашек«Папка-малышка» включает загадки о профессиях и труде. Обобщает и активизирует знания детей о труде, профессиях.
Кармашек алгоритмов «Как ухаживать за комнатными растениями». Совершенствует умение моделировать трудовой процесс в уголке природы.
Кармашек «Алгоритм дежурства по столовой.» Помогает запомнить алгоритм трудовых действий с опорой на карточки-схемы.
Кармашек «Народные пословицы о труде». Знакомит с устным народным творчеством.
Кармашек — дидактическая игра «Мамины помощники». Способствует формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей и т.д.
Кармашек «Стихотворения о профессии, труде». Обогащает речь, расширяет словарный запас, развивает воображение.
Кармашек «Раскраска». Развивает мелкую моторику рук, творческие способности.
Кармашек с сюжетными картинками «Трудовое воспитание». Формирует у детей представления о работах, проводимых в разное время года. В саду, в огороде, на участке.
Кармашек «Расскажи сказку», пальчиковый мини-театр,сказок «Три поросенка», «Репка». Развивает правильную речь, активирует словарный запас, а также развивает мышление, внимание память, любовь к труду.
По мере обогащения детского опыта по теме трудового воспитания в нашей чудо – книжке будут появляться новые кармашки.
Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук — это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Результат работы
- Повышается познавательная активность детей;
- формируется устойчивый интерес к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
- повышается творческая инициативность, развитие общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
- пополняется развивающая предметно-пространственная среда;
- формируется уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- расширяются представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Таким образом, технология лэпбукинг может использоваться в работе педагога дошкольной образовательной организации как педагогическое условия формирования мотивации к трудовой деятельности у детей 4-5 лет.
Список литературы:
1.Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя
детского сада / Р.С. Буре. — М.: Просвещение, 2018.
2. Что такое лэпбук? [Интернет ресурс] /
3. Технология «Лэпбук» и ее применение [Интернет ресурс] /
4. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: ТЦ Сфера, 2005
5. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких — М.: Издательство Эксмо, 2007 г.