Познавательно-исследовательский проект
«У берёзы русская душа»
для детей старшей группы
Гаврилюк Анна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 136,
г. Мурманск
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.
В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе!
Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах. Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети.
Все мы –дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить , оберегать и разумно пользоваться , быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Всё начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребёнка наиболее открыто для добра.
Проблема:
недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, её разновидностях ,о лечебном , хозяйственном и эстетическом значении берёзы в жизни человека.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта : кратковременный.
Участники проекта: дети 1 старшей группы, родители, педагоги группы.
Реализация проекта: 20.11.-27.11.2020г.
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-сформировать представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе; о значении березы в жизни человека: оздоровительном. эстетическом, хозяйственном.
-обобщить представления детей о лесе, как о экологической системе.
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Воспитательные:
-воспитывать экологическое сознание, познавательный интерес, желание бережно относится к деревьям.
Ожидаемый результат:
Дети:
-имеют представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе; -имеют представление о значении березы в жизни человека.
-проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
-эмоционально откликается на средства музыкально-художественной деятельности.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
1.Сбор информации.
2.Подбор иллюстративного материала.
3. Подбор видеоматериала.
4.Подбор художественной литературы.
5.Подбор дидактических игр.
6.Сформулирован вопрос , на который дети должны ответить вместе с родителями в выходные дни:
«Что мы знаем о берёзе?».
Основной этап:
Вид детской деятельности
Познавательно-исследовательская
-дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что с начала, что потом?»;
-наблюдение «Почему зимой нет листьев на деревьях ?»;
-беседа «Взаимосвязь берёзы с живой и неживой природой».
-просмотр видеоматериала о разнообразии видов берёзы и её лечебных свойствах.
НОД : «Может ли дерево быть карликом?».
Коммуникативная — рассматривание репродукций картин:
-беседа с просмотром презентации « Что делали из берёзы на Руси?»;
-просмотр видео-сказки « Про берёзу»;
— интегрированное занятие «Люблю берёзку русскую».
-Cлушание стихотворения С. Есенина «Берёза» (видео)
Музыкально-художественная
— слушание русской народной песни «Во поле береза стояла»
Продуктивная
-рисование: «Русская береза»;
— пластиллинография «Красавица –береза».
Работа с родителями :
-Консультация « Бетулин и его применение в медицине». -Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».
-Консультация «Интересные факты о берёзе».
Заключительный этап:
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Выставка детских работ «Люблю берёзку русскую».
Заключение:
Реализация данного проекта способствовала приобретению нового опыта поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали березу во время прогулок с родителями, узнали о её роли, как лекарственного сырья; изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека; узнали как используется берёза в настоящее время. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России — березке, потому что она красива и целебна и не только к ней, но и ко всем деревьям.
Скачать проект