По широкой мостовой едет транспорт городской

Конспект образовательной деятельности

 «По широкой мостовой едет транспорт городской»

с воспитанниками 5-6 лет

Струнникова Ольга Александровна,

Оськина Ольга Владимировна,

воспитатели МБДОУ № 57,

 г. Мурманск

          В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что основная образовательная программа дошкольной организации должна быть направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации.

          Вхождение ребёнка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомления с профессиями.

          Актуальность ранней профориентации дошкольников продиктована необходимостью более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

          В настоящей методической разработке «Конспекте образовательной деятельности по познавательному развитию «По широкой мостовой едет транспорт городской» представлена реализация следующих форм и методов ранней профориентационной работы с дошкольниками, а именно:

          — взаимодействие с семьёй, так как для ребенка лучший способ начать знакомство с многообразием профессий — узнать о профессиях родителей.

          — ИКТ-технологии — виртуальные экскурсии, которые помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения.

          — Игровые методы — сюжетно-ролевые игры, которые дают радостное осознание того, что ребенок стал «взрослым человеком», у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

          — Технология «Ситуация» Л.Г. Петерсон как инструмент деятельностного метода, благодаря которому дети выступают активными участниками деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию

 «По широкой мостовой едет транспорт городской»

Обучающие задачи:

1.Актуализировать знания детей о профессии водителя городского транспорта (троллейбуса), а также о смежных профессиях, обеспечивающих безаварийную работу троллейбуса, комфортное пребывание пассажиров в салоне — механик, кондуктор, фельдшер предрейсового осмотра водителей: профессиональные действия, некоторое оборудование, инструменты, необходимые в профессии.

2. Дать представления о профессиональных качествах, которыми обладают водитель городского транспорта (троллейбуса), а также механик, кондуктор, фельдшер.

3.Создавать условия для отражения знаний о профессиях, впечатлении об отношениях взрослых в процессе игрового общения.

Развивающие задачи:

1.Продолжать создавать условия для развития внимания, мышления, памяти, умения ориентироваться по схеме, карте.

2.Развивать словарь детей посредством расширения названий видов транспорта и их назначения, особенностей, частей. Ввести в активный словарь новые слова —  депо, пакетник, валидатор.

3.Развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать уважительное отношение к профессиям водителя, механика, кондуктора, подчеркивать значимость их труда. Развивать у детей осознанное эмоционально — положительное отношение к работе водителя городского транспорта (троллейбуса), а также механика, кондуктора; подчёркивать социальную значимость их труда.

2.Способствовать повышению уровня групповой сплоченности, а также развитию рефлексии у детей.

Материал и оборудование: карта города Мурманска, фотография скульптуры кота Семёна на лавочке, схема движения троллейбусов города Мурманска, видеоролик виртуальной экскурсии «В троллейбусном депо», презентация виртуальной экскурсии «Экскурсия в троллейбусное депо», атрибуты к сюжетно-ролевой игре «В троллейбусе номер 4»: элементы костюмов профессий водителя, кондуктора, механика, фельдшера; атрибуты: руль, предметы-заместители для оборудования кабины, табличка с указанием маршрута номер 4, гаечный ключ и молоточек для механика; игрушечные медицинские приборы для измерения давления, температуры для фельдшера; аудиозапись  «Осторожно двери закрываются. Следующая остановка «Семёновское озеро», «Улица Челюскинцев», «Плавательный бассейн», ноутбук, телевизор.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание и чтение «Азбуки для юных мурманчат». – Мурманск: ИП Данилова Т.Н. Global Media, 2014. — 96 с., рассказ о путешествии кота Семёна, беседа с детьми о том, на каком виде транспорта они обычно перемещаются с родителями по городу,  чтение стихотворения А. Белова «Троллейбус», рассматривание иллюстраций с изображением городского транспорта, игровые ситуации «Как вести себя в транспорте», «На дорогах города», объяснение пословиц, поговорок о труде, дидактическая игра «Угадай профессию», сюжетно-ролевые игры https://vk.com/video-208778267_456239048,  рисование на тему «Кем я стану, когда вырасту» https://vk.com/video-208778267_456239041.

Предварительная работа с родителями: обговариваем план выступления, чтобы помочь оформить рассказ с учетом возраста детей, подсказываем, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить, подготавливаем необходимые технические средства, мотивация родителей на участие для расширения познавательной активности воспитанников. Виртуальная экскурсия в троллейбусный парк https://vk.com/video-208778267_456239044. Фотовыставка «Профессии моих родителей» https://vk.com/video-208778267_456239049,

Ход образовательной деятельности:

Этап «Введение в ситуацию»

          Воспитатель (В.)  приветствует детей:

«Новый день встречаем песней,

Здравствуй, день!

Хорошо, что все мы вместе в этот день!

Мы зажжем в сердечке солнце на весь день!

Крикнем весело в оконце «Добрый день!

Всем добрый день!»

          Воспитательобращается к детям:

          В.  Ребята, когда я сегодня утром шла на работу через территорию парка на Семёновском озере, остановилась возле своей любимой скамеечки передохнуть. А моя любимая скамеечка та, на которой установлена скульптура кота Семёна. Каждый из вас видел, подходил к этой скульптуре, гладил котика.

          Показ фотографии скульптуры.

          В. Я тоже погладила котика, загадала желание, чтобы кот Семён пришёл в гости в детский сад к ребятам. И моё желание исполнилось! Кот Семён пришёл к нам в детский сад! Поприветствуйте его, вот он!

          Заходит кот Семён (К.С.), приветствует детей:

«Ребята, вы узнали? Кто я? Я кот Семён.

Пришёл домой из далей, Отважен и умён,

И азбуке обучен. А в Мурманске мой дом,

И ничего нет круче!» (Ирина Окс, «Азбука для юных мурманчат»)

          Кот Семён: Что-то засиделся я, ребята, на скамеечке в парке. Хочется походить-погулять по городу. Очень хочется побывать в плавательном бассейне, поплавать. Помогите мне, подскажите, как быстро добраться до плавательного бассейна. Я уже и узелок с палочкой приготовил для пешего путешествия. Но подзабыл, как же мне быстро дойти до бассейна.

          В. Ребята, давайте поможем коту Семёну быстро добраться до плавательного бассейна.  Хотите помочь? Сможете это сделать?

Этап «Актуализация знаний и умений»

          Воспитатель обращает внимание детей на карту города Мурманска:

— Ребята, посмотрите, какой большой наш город. Как вы думаете, сможет ли кот Семён быстро дойти от остановки «Улица Гагарина» до плавательного бассейна?

          В. На чём можно быстро добраться до плавательного бассейна, как вы думаете?

          В. Верно, на городском транспорте.  У городского транспорта есть своя схема движения, вот она.

          Показ увеличенной карты движения городского транспорта троллейбусного на экране телевизора.

          В. Здесь показана схема движения троллейбусов. Посмотрите, сколько много троллейбусных маршрутов в нашем городе-герое. Назовите их (третий, четвёртый, шестой, десятый). Кто хочет, можете провести указкой по движению маршрута троллейбуса номер 4, номер 3….

Этап «Затруднение в ситуации»

          Кот Семён сообщает, что он хотел бы сесть за руль троллейбуса, но очень боится, так как никогда этого не делал.

          В. Не бойся, кот Семён!  Тебя с комфортом довезёт до места назначения человек, который этому специально обучен.

«Умело он ведёт машину

Ведь за рулём не первый год

Слегка шуршат тугие шины

Он нас по городу везёт.

Кто это?» …водитель

          В. Ребята, что вы знаете о профессии водитель?

          Чтобы вам хотелось узнать об этой профессии?

          Кто или что нам поможет узнать?

Ответы детей.

          В.: Я знаю, кто нам сможет рассказать о профессии водителя – этосам водитель троллейбуса. Хотите с ним познакомиться?

Этап «Открытие» нового знания

          В.  Это — мама Равиля, Маргарита Валентиновна. Она работает водителем троллейбуса.

          У троллейбуса есть свой большой дом, где он отдыхает, умывается, ремонтируется. Называется дом — троллейбусное депо.

          Ребята, а вы когда-нибудь были в троллейбусном депо?  Троллейбусное депо – это важное особое место, пройти туда можно только по пропускам. У нас, к сожалению, нет пропусков. Что же делать?

           Дети предлагают различные варианты, останавливаются на том, что взрослый может рассказать об этом троллейбусном депо.

          В.  Маргарита Валентиновна приглашает нас и кота Семёна на экскурсию в троллейбусное депо и расскажет, как готовится к работе на маршруте движения троллейбуса.

          Просмотр виртуальной экскурсии «В троллейбусном депо».

          Беседа по итогам просмотра:

— Кем работает мама Равиля?

— Кто такой водитель?

— Где находится водитель в троллейбусе? (в кабине).

— Что есть только у троллейбуса, а нет у автобуса?

— При помощи чего работает троллейбус? (электричества)

— Верно, прежде, чем троллейбус поедет, водитель проверяет все контакты с электричеством, подсоединяет «рога» к проводам.

— Чем оборудована кабина?

— Какие действия выполняет водитель? (Умело управляет, перевозит пассажиров, объявляет остановки, останавливает транспортное средство на остановках, выполняет правила дорожного движения…).

— Что должен знать обязательно водитель троллейбуса? (Правила дорожного движения).

          В. Профессия водителя – очень нужная, важная и сложная. Она требует от водителя постоянного внимания за дорогой и ситуацией в салоне троллейбуса водитель должен быть выносливым, быстро реагировать на изменения на дороге, уметь принять правильное решение. Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.  Каким должен быть водитель?

          В. Верно, водитель должен быть умным, сильным, смелым, хорошо знать правила дорожного движения.  Становитесь с котом Семёном на весёлую игру «Светофор»!  Для начала выберем, кто у нас станет светофором и будет регулировать движение на дороге. Кот Семён, посчитай ребят!

Считалка:

Встану утром спозаранку, сразу сяду за баранку…
Выпью чаю, съем сметану, а баранку есть не стану!

Я баранку покручу и по свету покачу!

          «Светофор» объясняет правила дорожного движения: На красный – хлопаем в ладоши, на желтый — готовимся — заводим моторы, на зеленый – едем. Игра повторяется 3-4 раза со сменой водящего.

          В. Ребята, Маргарита Валентиновна со своими коллегами по работе: водителями, фельдшером, механиками, кондукторами подготовили продолжение экскурсии в троллейбусное депо и расскажут о своей работе. Приглашайте кота Семёна, устраивайтесь поудобнее.

          Воспитатель организует продолжение виртуальной экскурсии «Экскурсия в троллейбусное депо». После показа проводится беседа по просмотренному.

          — Почему водитель автобуса приходит на работу очень рано?

          — Перед тем, как приступить к работе, водителей проверяет фельдшер. Зачем? (Потому что водитель обязательно должен быть здоров, иначе он не сможет никого возить).

          — Пока водителя проверяет фельдшер, автобус должен пройти полный технический осмотр! Какой? Правильно, все ли колеса у него на месте, исправен ли руль, нужно ли заправить его бензином.

          — Кто проверяет исправность автобуса в автопарке? Правильно, механик.

          Воспитатель особое внимание уделяет на то, что водителей, механиков, кондукторов, людей других профессий ценят и уважают. Про них говорят: «У него золотые руки», «Он — мастер своего дела».

Этап «Включение нового знания в систему знаний»

          В.  Ребята, давайте посмотрим на схему движения троллейбусов, выберем подходящий   маршрут, чтобы быстро доехать от остановки «Улица Гагарина» до остановки «Плавательный бассейн».

          Воспитатель, дети, кот Семён рассматривают схему, делают вывод, что нужно садится на троллейбус четвёртого маршрута.

          Воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «В троллейбусе номер 4».

          Дети выбирают водителя, кондуктора, механика, фельдшера

          Механик перед поездкой проверяет механизмы троллейбуса, водитель проверяет, как установлены контакты (рога), садится в кабину, включает пакетники, остальные механизмы, фельдшер проводит предрейсовый осмотр водителя.

          В. Ребята, пока механик проверяет механизмы троллейбуса, водитель – работу механизмов кабины, кондуктор заправляет кассовую ленту в валидатор…, давайте перед поездкой поиграем в игру «Не пропусти профессию». Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, механик.

          В. Ребята, я напоминаю вам, что мы садимся на остановке «Улица Гагарина», ближайшей к нашему детскому саду.

          Пассажиры рассаживаются.  Кондуктор продаёт билеты, передвигается по салону. Водитель объявляет следующую остановку, просит пассажиров быть осторожными. Пока идёт игра звучит запись: Осторожно двери закрываются. Следующая остановка «Семёновское озеро», «Улица Челюскинцев», «Плавательный бассейн».

          Игра сопровождается весёлой песенкой «По широкой мостовой едет транспорт городской» https://www.pinterest.ru/pin/756323331167172541/.

— Ребята, наша поездка заканчивается, мы прибываем на остановку «Плавательный бассейн». Кот Семён, это твоя остановка. Понравилось тебе с нами узнавать новое? Приходи к нам ещё в детский сад.

          Кот Семён прощается с детьми.

Этап «Осмысление»

          В. Вы нашли ответы на свои вопросы? Узнали, кто такой водитель, чем он занимается? Кто нам помог узнать о профессии водитель? О каких профессиях вы еще узнали на занятии?

Ответы детей.

          В.  Хотели ли бы вы стать водителем? А кто бы хотел стать кондуктором? А кто механиком? Важны ли   эти профессии для нас, горожан-мурманчан?

Ответы детей.

          В. Все профессии нужны, все профессии важны. 

          — Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете?

Ответы детей.

          — Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать.)

          — Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

«На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны».

С. Масинчер

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.