Конспект образовательной деятельности
«Юные следопыты»
для воспитанников подготовительной к школе группы
Ларионова Мария Андреевна,
воспитатель МБДОУ № 7,
пгт. Никель Мурманской обл.
Цель: Формирование у старших дошкольников экологической культуры.
Задачи:
Развивающие задачи:
- Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
- Развивать речевую активность.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
Образовательные:
- Закреплять знания детей о состоянии окружающей среды.
- Формировать навыки поведения в природе.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща работать в коллективе.
- Воспитывать у детей любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
Следы пронумерованные 26 шт; кубик, конус, вешки с правилами поведения на природе; дидактическая игра «Эхо» (2 – 3 картинки); оборудование к проведению опыта «Очисти воду» — емкость с грязной водой, фильтр, пустая емкость; дидактическая игра «Собери мусор» — рука клешня, мусор; дидактическая игра «Дерево, лист, плод» — серия картинок; игрушка совы; набор букв «Не разводи костер»; дидактическая игра «Судоку» — набор картинок, игральное поле; дидактическая игра «Муравьиная тропа» — камни 10 штук; дидактическая игра «Четвертый лишний», конверты с подсказками (Незнайка), кукла Незнайка
Технические средства:
Ноутбук, колонка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро. Ребята, вы любите природу? (Ответы детей). Я тоже люблю природу и хочу вас пригласить в маленькое путешествие в лес. Но для начала мы вспомним как вести себя в лесу (ответы). Тогда в путь?
Физминутка:
«По тропинке в лес пойдем…»
По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели вверх на солнышко
Ах, какая красота!
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Послушайте как поют птицы. (Звучание щебета птиц). Закройте глаза и подышите лесным воздухом. (Дыхательная гимнастика).
(Щебет птиц, переходит в тревожное щебетание) (Аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, что происходит? Что нам хотят сказать птицы? Сейчас я включу специальную программу чтобы перевести их щебет. (Аудиозапись)
Птицы: Ребята. Спасите нас и наш лес. Кто – то хочет его погубить. Отправляйтесь по его следам. Где он побывал, он оставляет подсказки. Далеко он уйти не смог. Соберите их и вы узнаете кто это. Что бы его догнать возьмите волшебный кубик. Бросайте его по очереди и выполняя задания вы быстро его догоните.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь лесным жителям? (Ответы детей). Тогда в путь. А здесь вам пригодятся все знания, смекалка, дружба и находчивость. Вы должны помогать друг другу и тогда, мы быстро найдем нарушителя. И так, вы готовы?
Давайте скажем: 1,2,3 кубик в помощь к нам приди.
Дети по очереди кидают кубик и выполняют задания. За это получают вешку с правилами нахождении в лесу и конверты с частями пазлов Незнайки.
Задания:
- Не кричи в лесу
Игра «Эхо»
— Как вы помните первое правило леса: мы не должны шуметь в лесу и уметь слушать. Сейчас я проверю как хорошо вы можете услышать друг друга. (Игра типа «Телефон». Первому ребенку показываю картинку и встаю в конец. Дети по очереди шепотом передают слово. В конце последний игрок называет слово, а я показываю картинку).
2. Не засоряй водоемы.
Опыт «Очищаем воду»
— Ребята, предлагаю сделать привал. Я видела недалеко водоем, сейчас мы попьем чаю. (Приношу котелок с грязной водой). Вы знаете, раньше здесь была чистая вода, а теперь…. Что нам делать? (Ответы детей). Предлагаю очистить воду, а потом все-таки выпить чаю. Как мы это сможем сделать? (Ответы детей).
— У меня всегда есть с собой аптечка, а в ней бинт и вата, на всякий случай. Мы сейчас сделаем фильтр и профильтруем нашу воду от всяких примесей. (Дети самостоятельно проводят очистку воды от мусора). А какой мы знак сможем поставить около водоема? (Ответы детей) (Поставить соответствующий знак)
— Смотрите, а тут еще один знак был. Интересно какой? Смотрите, а вот наверно и он!
3. Не разводи костер
Игра «Составь слово»
— Давайте соберем буквы. Что у нас получилось? («Не разводи костер»). Как жаль, но это что означает? (Ответы детей). Правильно, здесь мы не сможем развести костер. Давайте восстановим знак. Дети собирают надпись — отдельно пронумерованные буквы «Не разводи костер». Тогда дальше в путь? (Поставить соответствующий знак)
4. Не мусори в лесу.
Игра «Собери мусор»
— Посмотрите, а здесь никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, потому что вся полянка завалена мусором, а где все загрязнено ни животные, ни растения жить не могут. Давайте поможем нашей природе. А как мы сможем это сделать? (Ответы детей). Конечно же убрать весь мусор. У нас есть специальное приспособление — палочки, чтобы руки не запачкать и пакеты для мусора. Посмотрите и здесь подсказка. А какой экологический знак можно оставить здесь? (Ответы детей) (Поставить соответствующий знак)
5. Не ломай деревья и ветки
Игра «Дерево – лист — плод»
— Ребята, вы слышите кто – то плачет. Это же деревья. Они говорят, что их очень обидели. Нарушитель оборвал все листья и плоды и сгреб их в одну кучу. Давайте поможем нашим деревьям (игра). Смотрите они дали нам еще одну подсказку. А какой экологический знак мы поставим? (Ответы детей). (Поставить соответствующий знак)
6. Не разоряй гнезда и дупла
Игра «Загадки Совушки»
— Здравствуйте ребята. Я знаю вы хотите нам помочь, но что бы получить подсказку надо ответить на мои вопросы или придется вернутся назад туда где вы только что были. Так что вы решите?
— Кого мы называем пернатыми? (Птиц)
— Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
— Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
— Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)
— Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
— У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
— Какая птица охотится ночью? (Сова)
— Получите подсказку и отправляйтесь дальше. Вы уже почти догнали нарушителя спокойствия нашего леса. (Поставить соответствующий знак)
7. Не рви редкие цветы
Судоку «Найди пропущенный цветок»
— Ребята посмотрите на эту поляну. Здесь росли редкие цветы, но их сорвали. Давайте высадим недостающие и тогда полянка вновь станет прекрасной. А какой же мы знак сможем здесь выставить? (Ответы детей). (Поставить соответствующий знак)
8. Не забирайте животных домой
Чтобы понять, как живёт лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.
1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.
Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк.)
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка. Его считают большим трусишкой. (Заяц.)
3. Этот зверёк умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса.)
4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь.)
9. Не ловите насекомых
Интерактивная игра «4 лишний»
— Ребята посмотрите, а этот след светится (лазерная указка). Да это же светлячок. Он наверно хочет, чтобы мы пошли за ним. Пойдемте? (Приходим к доске). Что это? Опять нас хотят проверить. Справимся??? Игра проводится с использованием ноутбука) Светлячок указывает еще на одну подсказку.
10. Не разоряй муравейник
Д/и «Муравьиная тропа»
— Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто – то наступил,
Потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(Дети берут камни, рассматривают их, на них примеры до 10)
— Дети, вам надо не только тропинку восстановить, а камешки расположить от 1 до 10. Справитесь?
— Как я рада. Вы помогли муравьишкам. А какой знак мы поставим? (Ответы детей). (Поставить соответствующий знак)
— Правильно. А вот и следующая подсказка.
Воспитатель: (аудиозапись — щебетание птиц) Ребята, птицы говорят, что мы собрали все подсказки, осталось только собрать их вместе и мы узнаем кто нарушает покой лесных жителей. (Дети собирают разрезную картинку – пазл «Незнайка»).
— Ребята, кто это? (Ответы детей). Посмотрите, где он прячется. Незнайка, иди к нам. Ребята, давайте научим его как надо правильно вести себя в лесу. Предлагаю тебе, Незнайка, вместе с нами отправится в детский сад. Там ты узнаешь много интересного. Ребята, вы согласны? (Ответы детей). Тогда в обратный путь.
Дети возвращаются обратно в детский сад по следам и закрепляют названия поставленных экологических знаков.
Воспитатель: Вот мы и пришли обратно. Скажите, дети, что вам больше всего понравилось в нашем маленьком путешествии? А что вы запомнили и что будете рассказывать другим людям. Как вы считаете, кто лучше всех справился с заданиями?
Я считаю, что вы все справились с заданиями и проявили все свои способности и умение работать вместе. Молодцы.
Приложение
Дидактическая игра «Муравьиная тропа» — камни 10 штук
Дидактическая игра «Дерево, лист, плод»
Дидактическая игра «Судоку» — набор картинок, игральное поле
Дидактическая игра «Четвертый лишний»