Юные исследователи

Конспект образовательной деятельности

«Юные исследователи»

для детей старшей  группы

 

 Новикова Марина Александровна,

воспитатель МБДОУ № 7,

г. Мурманск

 

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:

  • Образовательные:

Закреплять представления о  свойствах воды.

Побуждать находить примеры в явлениях окружающей среды.

Формировать умение передавать силуэтные изображения.

  • Развивающие:

Развивать умение обобщать результаты работы и делать выводы.

Развивать память, мышление, внимание, интерес, речь.

Развивать гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Развивать у детей умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

  • Воспитательные:

Повышать интерес к совместной деятельности с взрослыми, сверстниками, к экспериментальной деятельности.

Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, журчит   (вода).

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

Мы с вами поговорим о воде. Посмотрите у нас в гостях сегодня капелька.

Капелька прозрачная, доченька воды.

Куда б не посмотрели вы, кругом ее следы.

На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор.

И утром на травинке из капелек узор.

-Ребята, давайте поможем капельке найти сестричек.

Где живут капельки в нашем саду? Для чего нужна вода нам?

Как мы ее используем?

( Пьем;  моем:  руки,  игрушки,  пол;

готовим еду; стираем;  поливаем цветы )

— Послушайте, я расскажу вам о воде!

ОНА  ВЕЗДЕ!!!

В луже, В море, В океане!

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться!

Не наесться! Не напиться!

Смею вам я доложить:

Без  ВОДЫ нам не прожить!

Вот, сколько пользы приносит нам вода!

Давайте её беречь и зря не разливать!

Артикуляционная гимнастика

— Ребята, а вы помните песенки  воды?

(ДА)

— Споем их?

(Да)

— Как поет вода, когда течет из крана?

(СССССССС)

— Как кипит в кастрюльке?

(БУЛЬ_БУЛЬ_БУЛЬ)

— Как капает дождиком?

(КАП_КАП_КАП)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся с капелькой в нашу лабораторию и проведем опыты с водой.

Давайте вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Опыты с водой

  • Опыт

Воспитатель: Сейчас мы с вами будем учеными. А настоящие ученые никому не верят на слово.   Они все доказывают,  проводя опыты.

Дети, что налито в стакане? (Дети называют — молоко).

— Выберите полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока (дети выбирают).

— Почему вы выбрали эту полоску?

-Какого цвета молоко? (Белого).

— Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды. (Дети прикладывают полоски бумаги.  Ни один цвет полосочек  не совпадает с цветом воды).

-Вы нашли такую полоску? (Нет)

— Вода осталась  БЕЗ ЦВЕТНОЙ полосочки!

— Какого цвета вода?  (БЕСЦВЕТНАЯ).

Вывод: Вода не имеет цвет, она бесцветная, а молоко имеет цвет, оно белое.

Открою вам, друзья, секрет
А у воды ведь цвета нет.
Цвет подобрать к ней невозможно
Она бесцветна, это точно.

2 Опыт

Воспитатель: У  нас есть палочки. Я опущу  одну палочку в стакан с молоком. А вы  в свои  стаканы с водой.

— Видно ли палочку в моем стакане с молоком?

— А в стаканах с водой?

-Значит, что мы можем сказать о воде?- Какая она? (Прозрачная.)

— Сквозь чистую воду мы видим предметы?

Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, он белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

3 Опыт

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, вода имеет форму?

— Для этого опыта нам понадобятся два сосуда (круглый и квадратный).

-Какой формы сосуды?

-Давайте нальем в них воду? Посмотрите, форма, которую принимает вода все время меняется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

 

Воспитатель: Наши глазки не много устали, давайте с капелькой сделаем гимнастику.

Зрительная гимнастика

Капелька на тучке ночевала

А потом по небу кочевала.

По оврагам, по мостам,

По корягам и кустам.

(Дети следят глазами за передвижением капельки).

4 Опыт

Воспитатель: В стаканах чистая вода. У нас с вами как в настоящих лабораториях есть разные ингредиенты. Это соль, сахар, мука, масло, кофе, рис. Положим в стакан с водой соль. — Что произошло с солью?

— Ку­да она исчезла?

-Да, соль растворилась в воде. Какая стала вода на вкус? (соленой).

— Хотите попро­бовать?

Положим в стакан с водой сахар. — Что произошло с саха­ром?

— Сахара тоже не видно? Что с ним произошло?

-А какая на вкус будет вода в этой бутылочке? (Сладкая.)

 —У нас есть еще стакан с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Растворимый кофе.)

-Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остается на поверхности, постепенно начинает рас­творяться и окрашивать воду.)

Примечание: кофе не следует перемешивать.

Положим в следующий стакан рис. — А рис растворился? (Вода не может растворить рис.)

Положим в этот стакан с водой муку. – Что мы видим? Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Нальем в следующий стакан ложку масла. – Что произошло? Оно также не растворилось, а плавает по поверхности воды.

Вывод: Вода  растворяет: соль, са­хар, кофе. Не все вещества могут растворяться в воде. Вода не может растворить рис, масло.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода имеет запах? Теперь мы растворим мятные капли в воде и давайте понюхаем, что изменилось? У воды появился запах.

Вывод: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее: цвет, вкус, запах.

5 Опыт

Воспитатель: Обратите внимание,  изменился ли цвет воды после добавления соли и сахара? ( Они не окрасили воду).

– Кофе? (Кофе окрасил воду!!!)

— Риса? ( Рис не окрасил воду).

Вывод: Некоторые вещества могут окрашивать воду, а некоторые нет.

6 Опыт

Воспитатель: Дети сядьте  на стулья. Для этого опыта нам понадобится термос.

— Что такое «Термос»?

-Для чего он нужен?

 (Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры).

— Я налила в термос горячую воду.

— Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей).

— Давайте проверим, так ли это?

— Как вы думаете, что мы увидим, когда я поднесу стекло к пару? (Ответы детей)

(Подношу стекло и говорю)

— Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли.

(Пронести стекло и показать каждому ребенку).

Что вы видите на стекле? Значит, делаем Вывод:  «Пар – это что? Это вода».

7 Опыт

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нами таз с водой.  Но что то с нашей водой не так .. (она грязная, плавает мусор). Как вы думаете, как нам очистить воду?

На столе воронка, сито, марля, магнит. В воде опилки, бумажки, гвозди.

— Каким способом можно очистить воду от предметов, которые плавают на поверхности воды?
(дети: вытащить палочкой с крючком, руками, собрать сачком)

— С помощью, каких приспособлений можно достать из воды предметы, которые лежат на дне?
Дети: С помощью магнита.

Дети: Сначала убрать мусор с поверхности, чтобы он не мешал доставать мусор. со дна.
Воспитатель: Какой предмет из предложенных вы используете для очищения воды от мусора, плавающего на поверхности?
Дети: Сачок.
Воспитатель: Почему мусор плавает на поверхности?
Дети: Потому что, он легкий, это растения, деревянные предметы, щепки.
(Дети вылавливают сачком мусор, плавающий на поверхности)
— Какой мусор лежит на дне, почему?
Дети: Этот мусор тяжелый, это гвозди.
Воспитатель: Каким приспособлением вы воспользуетесь, чтобы достать мусор, который на дне?
Дети: Магнитом.
(Дети опускают магнит в воду)
Воспитатель: Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать? (Магнит притягивает железные предметы)
С помощью чего можно очистить воду от мелкого сора?
Дети: С помощью марли.
Воспитатель: Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой?  Значить слой бинта не пропускает мелкий мусор и грязь.

Вывод: воду можно очистить с помощью магнита, сачка и марли.

Воспитатель: Очень аккуратно работали, молодцы! У нас ни одна капелька мимо стакана не пролилась. Вы порадовали меня!

 Физминутка «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель:Ребята, какие выводы мы с вами сегодня сделали? Расскажем нашей капельке.

Дети:

Вода не имеет цвет, она бесцветная.

Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы.

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Вода – жидкость.

Вода  растворяет: соль, са­хар, кофе. Не все вещества могут растворяться в воде.

Растворяясь в воде различные вещества, меняют у нее: цвет, вкус, запах. Вывод:  «Пар – это что? Это вода».

Воду можно очистить с помощью магнита, сачка и марли.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю нарисовать для нашей капельки сестричек.

Дети рисуют предложенной техникой коллективную работу.

Воспитатель: Вот теперь нашей капельке не будет скучно. Спасибо ребята! А теперь нам надо возвращаться из нашей лаборатории в группу. Капелька  подарит вам на память своих подружек – «капелек». Дружите с ними и берегите их!!!  А я напою вас чистой родниковой водой! (Подношу поднос с кружками или одноразовыми стаканчиками и бутылку с водой).  Она очень полезна для нашего организма!!! А наше занятие закончено, всем спасибо!

 Кляксография

Материалы для рисования: жёсткие и мягкие большие кисти, банки с водой, акварель, пластмассовые трубочки.

Методика рисования.

Создать рисунок с помощью метода кляксографии можно двумя способами: капельным методом и методом растекания.

Капельный метод.

  1. Ребёнок пропитывает широкую кисть краской и начинает разбрызгивать акварель над листом бумаги.
  2. Если нужно небольшое пятно, то можно слегка постукивать по деревянной ручке кисточки. Если для задуманного образа нужно большое пятно, то пропитанную краской кисть нужно встряхивать над тем местом, где должно быть пятно. С помощью капельного метода можно создавать красивые пейзажи.

Метод растекания.

  1. Ребёнок хорошо пропитывает кисточку (необязательно жёсткую) краской и, встряхнув, делает большое пятно.
  2. При помощи пластмассовой трубочки для питья ребёнок раздувает краску в разные стороны, чтобы получилась большая клякса. Основа для творчества готова.
  3. Дети рассматривают кляксы и думают, что им напоминают очертания клякс. Чтобы образ получился законченным, прорисовываются недостающие детали. Метод растекания можно комбинировать с капельным методом, если это необходимо для реализации сюжетной идеи.

В кляксографии существует два направления, которые перекликаются с двумя вышеупомянутыми методами.

  • Ребёнок заранее продумывает образ, который он хочет создать на бумаге. Для этого уместнее подойдёт первый метод.
  • Ребёнок создаёт бесформенную кляксу, думает, какой предмет из окружающего мира она ему напоминает, и дополняет её деталями, чтобы этот образ воссоздать.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.