Почему ФГОС ДО называют Стандартом условий?

Почеиу ФГОС

В структуре Стандарта раздел «Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования» определен как главный. В нем выдвигаются требования к кадровым, финансовым и  материально-техническим условиям. Основная задача педагогов тоже ориентирована на создание условий, при которых дети развиваются, воспитываются и обучаются, а в итоге каждый ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и подготовленным переходит на следующий уровень образования.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях.

Особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей и их развития. В качестве обязательного выдвигается условие по построению развивающей образовательной среды.

Поэтому считается, что Стандарт дошкольного образования – это Стандарт условий, что является инновационным в развитии дошкольного образования на современном этапе.

Как понимать психолого-педагогические условия?

Психолого-педагогические условия являются наиболее важными. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависят от психологического климата в группе, в ДОУ, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками. Необходимо также ориентироваться на психофизиологические особенности и возможности воспитанников, учитывать социальную ситуацию развития ребенка (социальная ситуация развития — это система социальных условий, которые определяют психологическое развитие ребенка).

К данной группе условий ещё относятся поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг с другом в различных видах деятельности и взаимодействие с родителями по вопросам образования и охраны здоровья детей.

Как понимать кадровые условия?

Для эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов.

Для этого нужно: формировать и закреплять на практике профессиональные компетенции через курсы повышения квалификации, мастер-классы, педагогическую мастерскую, семинарские занятия, просмотр непосредственно образовательной деятельности, презентации педагогического опыта, интерактивные игры и др. Оказывать методическую поддержку и сопровождение для организации самостоятельной работы педагогов по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, презентаций.

Как понимать материально-технические условия?

Для успешной реализации Программы необходимо материально-техническое обеспечение, которое включает обеспеченность учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой (оформление развивающих зон в группе, создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей пособия, атрибуты к различным играм) и другим оборудованием.

Естественно, необходимо соблюдать требования СанПин и пожарную безопасность.

Как понимать финансовые условия?

В соответствии с ФГОС, необходимо отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. Основным источником  финансирования  является бюджет.

Бюджетное финансирование основано на следующих принципах:

— получение максимального эффекта при минимуме затрат;

— целевой характер использования средств;

— предоставление  средств  для  выполнения  заявленных показателей  с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

— безвозвратность бюджетного финансирования.

Данные принципы  учитываются  при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности. Руководитель несет ответственность за деятельность организации  в пределах выделенных средств на оплату труда,  поэтому с целью грамотного расходования устанавливает штатное расписание и структуру  управления, осуществляет выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекает дополнительные источники финансирования. Вся работа ведется руководителем не единолично, а по согласованию с органами  общественного управления.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

7 комментариев к записи “Почему ФГОС ДО называют Стандартом условий?”

  1. vetka:

    Белла Геннадьевна! Спасибо за статью, всегда жду от Вас новых материалов. Полезно и интересно. У меня вопрос немного не по теме. скажите пожалуйста, нужно ли педагогам и специалистам сада в конце учебного года писать аналитический отчет?

    • admin:

      Светлана, спасибо за отзыв!!! Буду стараться и дальше)))) Теперь о Вашем вопросе. Обязательное написание аналитических отчетов в конце года не закреплено ни одним всероссийским приказом, но на уровне ДОУ такое распоряжение (устное или письменное) руководитель может издать. Я знаю, что какие-то сады пишут, а какие-то — нет.

  2. vetka:

    Спасибо

  3. Ольга:

    Спасибо,уважаемая Бэла Геннадьевна за краткую, но содержательную по объёму информацию.

  4. Ольга:

    Уважамая Белла Геннадьевна, спасибо вам за ваш труд очень помогает в работе. Я работаю старшим воспитателем всего 5 месяцев и вот попала на ваш сайт просто волшебный сундучок, еще раз спасибо.

    • admin:

      Ольга, спасибо Вам большое за такой отзыв! Заходите почаще на сайт! Я сейчас планирую новые статьи и пишу новую книжку.