Подготовка к школе: польза или вред?

Консультация для родителей

«Подготовка к школе: польза или вред?»

Субботина Ирина Анатольевна,

 педагог-психолог МКДОУ № 364

г. Новосибирск

За окном осень. Успокаиваясь, природа готовится к долгому зимнему отдыху. А вот сердца заботливых мамочек и папочек ,наоборот, наполняет тревога: через год любимому чаду в школу.  Как правильно подготовить малыша к этому серьезному этапу в его жизни?

И начинают неугомонные родители бегать по школам и клубам в поисках качественных подготовительных курсов. Что ж, удачи вам ! Но для начала следует понимать, что вы хотите от этих курсов? Научить ребенка читать, писать, решать тригонометрические функции, знать все и обо всем? Безусловно, это важно. Но почему происходит такое, что малыш, приходя в школу во всеоружии, зная и умея все это, через полгода, а то и раньше, начинает отставать  от своих «необразованных» изначально одноклассников, становится вялым и апатичным, теряет интерес ко всему, начинает учиться «из-под палки», а то и открывается хроническое заболевание, позволяющее ему неделями не ходить в школу?

В марте 2005 года на научно-практической конференции «Дети в современных реалиях: психологические аспекты детского здоровья» были озвучены данные социологических исследований. Было отмечено, что в России (на тот период времени) в школу идут 21% здоровых детей, а заканчивают школу всего 5% здоровых юношей и девушек.

Почему так происходит? Давайте разбираться вместе.

Существует такое понятие, как психологическая готовность ребенка к школе, т.е. «школьная зрелость», которая далеко не ограничивается количеством знаний и умений малыша. Она включает в себя, прежде всего, личностную и мотивационную готовность ребенка к систематическому обучению.

Существует древняя восточная мудрость, что привести коня к водопою может и один человек, а заставить его пить не смогут и сто. Если сам не захочет.

Что же делать, чтобы ребенок сам захотел и смог учиться?

Для дошкольника учебная деятельность неестественна. У него еще не сформировались те механизмы, которые позволяли бы ему длительное время сидеть за столом, внимательно выслушивать взрослого, точно выполнять его задания, контролировать свои движения и эмоции. Мы можем 5-6летнего ребенка заставить это делать, но с большой нагрузкой на его нервную систему, т.е. за счет его здоровья.

Развивающей психические процессы в этом возрасте является игра. Именно она формирует у ребенка:

— саморегуляцию (играя в игры с правилами, малыш, подчиняясь правилам игры, потому что играть очень хочется, естественным образом приобретает способность управлять собой).

—  имея возможность самоопределяться в деятельности, в выборе игровых  партнеров, ребенок, ради того, что он хочет делать больше, подавляет свои желания делать то, что он хочет делать меньше. Таким образом, из слова «хочу» постепенно вызревает слово «надо» (так как малыш приобретает механизм подавления собственных желаний сначала для собственного «хочу больше»).

— наличие в сюжетных играх двух пластов – реального (я Маша) и придуманного (я мама), ведут к осмыслению эмоций. Как Маша, я бы ответила так, а как маме, мне нужно сказать по-другому. Это развивает способность сначала подумать, а потом ответить.

— только в сюжетно-ролевых играх безболезненно для своей самооценки ребенок научается критически оценивать сначала ту роль, которую он играет, а затем уже и самого себя (учится как бы смотреть на себя со стороны)

— используя в играх предметы-заместители, (палочка – это ложка, камень – кусок мыла и т.д.) у малыша формируется символическая функция мышления, умение осваивать знаки. А ведь все обучение у нас построено на символах: буква – это символ звука, цифра – символ числа, не говоря уже об иксах и игреках.

Кроме того, игра – это механизм развития внимания и памяти. Для того, чтобы выиграть, необходимо быть внимательным.

   Доктор психологических наук Е.А.Бондаренко, изучая зрение детей, пришла к сенсационным данным: во время свободной игры у ребят с 4х до 5 лет на 17% улучшается зрение; с 5 до 6 лет – на 29%; с 6 до 7 лет — на  30% .  Это значит, что лишая ребенка возможности самостоятельно играть, мы «сажаем» ему зрение.

 Дошкольник, играя и получая от этого удовольствие, незаметно для себя приобретает вышеперечисленные свойства и качества. Внутренне он чувствует происходящие в нем изменения. Он уже не такой, как в 5 лет. Он может управлять своим телом и эмоциями, может понять и принять слово «надо», может оценить других и самого себя. Теперь его уже не устраивает та ситуация, в которой его считают малышом. Ему нужна социально значимая оценка его способностей, и он говорит:

— Я хочу учиться! Я могу учиться! Я буду учиться!

Ш. Амонашвили сказал: «…шестилетний ребенок в школе – это ребенок, который не доиграл 365 дней в году…»

     Подготовительные классы в школах и в детских клубах безусловно нужны. В них муниципалитет видит выход из сложившейся проблемы: на сегодняшний день в Советском районе нашего города более 1000 дошкольников не имеют возможность посещать детские сады (статья специалиста по дошкольному образованию Советского РОО Т.А.Красильниковой в газете «Твой городок» от19.09.08.). В сложных современных реалиях их  необходимо подготовить к школе.   

  Но что же мы видим сегодня? Милый, славный малыш ходит в детский сад, где, к сожалению, вся первая половина дня «заорганизована» — занятие за занятием: развитие речи, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, физкультура, музыка и т.д. и т.д. Одно успокаивает, что воспитатели – специалисты по дошкольному возрасту со специальным образованием и серьезными категориями, понимающие возрастные особенности и потребности детей и, по возможности, смягчающие нагрузки. Если ваш малыш на вопрос: «Что вы делали в садике?», отвечает: «Играли» —  честь и хвала вашим воспитателям, которые так сумели организовать занятия, что ребенок принял их за увлекательную игру.

Зато вторая половина дня: наконец-то! Вокруг много сверсников, из которых можно выбирать игровых партнеров, соответствующая возрасту игровая среда, где много предметов-заместителей, дающих возможность для полета фантазии,  играй и радуйся!

Но не тут-то было! Заботливые мамочки и папочки вырывают ребенка из, так необходимой ему, среды и тащат на подготовку в подготовительный класс школы, или в клуб, где все начинается сначала: развитие речи, ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений и т.д. и т.д. С той лишь разницей, что не всегда в подготовительных классах работают специалисты по дошкольному возрасту, они отлично знают, что ребенок должен знать и уметь в первом классе, но не всегда понимают психологические особенности малыша. Даже если и понимают, то все равно свободной, неорганизованной игры, которая так необходима детям для их психического развития, они дать не могут.

   У нас в детском саду были неоднократны случаи «срывов» детей, посещающих курсы. Несколько лет назад мальчик бился в истерике, упав на пол, с криком: «Надоели все! Не хочу я на ваши занятия! Везде одно и то же!»

Работая педагогом-психологом в дошкольном образовании больше десяти лет, я наблюдаю следующее: у детей, посещающих подготовительные курсы помимо детского сада, нередко снижается личностная активность, у детей  повышается утомляемость, они чаще болеют, становятся более раздражительными, плаксивыми.

  «Натаскивание» дошкольников, а не развитие у них необходимых свойств и качеств, приводит к тому, что у малышей не формируется личностная школьная зрелость, наблюдается отсутствие школьной мотивации. Ребенку в первом классе уже не интересно.

  Некоторые детские клубы идут еще дальше: «готовят детей к школе» начиная с 5-и летнего возраста – сидя за столами «Ягодки» и  «Цветочки»- так называются группы, после дня проведенного в детском саду, решают математические задачи. А в это время около тысячи домашних детей не имеют возможности посещать организованные занятия.

      Школам и клубам удобно работать с детьми, посещающими детские сады. Дети приучены к порядку, умеют слышать взрослого, больше знают и умеют. Родители у них тоже более организованы. Да и собрать легче: развесил объявления на всех детских садах и жди, когда тебе денежки понесут. Главное себе хорошую рекламу сделать, да напугать как следует, что лучшие учителя себе заранее детей для первого класса набирают, а ребенок ваш, дескать, ничего не знает и не умеет, и без нас он просто не выживет!

Некоторые не совсем добросовестные учителя позволяют себе убеждать родителей в том, что в детских садах осуществляют лишь присмотр за детьми.

Уважаемые наши учителя, замечательные наши родители! Наши двери всегда открыты для всех: приходите к нам на открытые занятия, на недели педагогического мастерства.

Можно ознакомиться с годовым планом детского учреждения, с программами развития,

с педагогическими проектами, с детским творчеством. Мы будем благодарны вам, если вы примете участие в наших конкурсах, выставках, поможете в организации экскурсий и походов, которые постоянно проводятся дошкольными учреждениями; поболеете за наших воспитанников на спортивных соревнованиях, где дети занимают призовые места, на конкурсах юных дарований, откуда малыши привозят дипломы и награды.

Кроме того, помимо всестороннего развития, в каждом дошкольном учреждении существуют свои более глубокие направления в развитии детей:

— оздоровление;

— развитие творческих способностей;

— полихудожественная деятельность;

— театрализованная деятельность;

— патриотическое воспитание через знакомство с родным краем и традициями своего народа… и т.д, и т.д.

В нашем детском саду в начале каждого учебного года проходит педагогическое и психологическое обследование детей подготовительного возраста. Исследуются все стороны психофизического развития дошкольников и, исходя из результатов, планируется работа на предстоящий учебный год. С учетом здоровья детей и допустимых нагрузок.

В конце учебного года проходит заключительное обследование каждого ребенка, по итогам которого идет анализ нашей педагогической деятельности. Наши педагоги заинтересованы в том, чтобы каждый малыш ушел в первый класс готовым.

Почему же вы, драгоценные наши родители, отдав свое не менее дорогое чадо нам, специалистам, так нам не доверяете? Подойдите к своему воспитателю, к старшему воспитателю, к педагогу-психологу, к музыкальному руководителю, к заведующей и поинтересуйтесь, что происходит в детском саду, чем ваш ребенок живет, чем дышит, чем занимается.

Возможно, тогда вам не придется за свои же собственные деньги вредить здоровью своего малыша.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.