Выступление
«Воспитание у ребёнка чувства любви к Отечеству»
Субботина Ирина Анатольевна,
педагог-психолог МКДОУ № 364
г. Новосибирск
В школах и детских садах всегда велась и ведется работа по патриотическому воспитанию. Целые разделы в различных программах посвящены этой теме. Мы пытаемся учить патриотизму. В то время как патриотизм – это чувство. Чувство единения, причастности к месту, в котором живешь, к людям, которые живут рядом. Это стремление заботиться, беречь, делать лучше. Это любовь к Родине.
Родина… Что это? Земля, на которой родился и живешь?
Но что же тогда заставляет людей, родившихся и выросших в дальних странах, русских в третьем и четвертом поколении, свято хранить нашу речь, бережно, по крупицам собирать все, что приобщает их к культуре предков? А нас, родившихся и живущих в России, все это не ценить и разрушать? Родина в душах. С чего она начинается?
Хорошо сказала об этом русская поэтесса Людмила Татьяничева:
«В младенчестве нужна лишь мать, ее родная теплота.
Затем ты станешь понимать улыбки, звуки и цвета.
Затем тебе твой отчий дом откроет все, чем он богат.
Ты все запомнишь, а потом, однажды утром выйдешь в сад…»
Для малыша Родина – это то, чем он живет сейчас: мама, папа, брат, это хромая собака, которая живет рядом, сколько он себя помнит, это котенок, от которого руки в вечных царапинах, это все, что он любит.
Чувствуя на себе отеческую любовь, заботу и поддержку близких, малыш перенимает способность возвращать их сначала родным, затем друзьям, а потом уже всем другим.
Ролан Быков, в свое время, говорил, что мужчина тогда становится мужчиной, когда почувствует себя отцом собственной матери.
Мы как звенья одной цепи: принимаем отеческую заботу о себе от предшествующих поколений с тем, чтобы передать дальше, заботясь о тех, кто идет следом, и о тех, кто был перед нами. Когда бережно из рук в руки передается дом, сад, могилы родных, город, страна – это и есть Отечество.
Задача взрослого – научить малыша заботиться, жалеть, защищать, перенимать и сохранять.
Жалеть маму, утомленную заботами дня, взяв посильную часть домашних хлопот на себя и охраняя ее нечаянный сон на вечернем диване.
Перенимать папину привычку держать свои рабочие инструменты в определенном порядке.
Сохранять добрую традицию делиться по вечерам с близкими своими успехами и разочарованиями.
…Я буду очень стараться не испачкать и не порвать свое платье, не потому что оно дорого стоит, а потому что мама, не досыпая ночью, стирала и гладила его. В этой вещи мамина любовь и забота обо мне.
…Я никому не позволю сломать цветок на клумбе у подъезда, потому что я сам помогал бабушке разбивать эту клумбу, а мои друзья носили воду для поливки.
…В детском саду я научу своих товарищей, как заботиться о фиалках (меня научила старшая сестра), как лучше играть с котенком, чтобы было меньше царапин…
Для малыша ценно и значимо то, среди чего он родился и живет.
Поэтому подчеркните важность того, что дорого ребенку. Попросите его рассказать о его любимой игрушке, о кошке или собаке, о своей квартире, о друзьях, о своем дворе.
Учите ребенка заботиться о том, что вокруг него:
— поливать и рыхлить землю у комнатных растений, протирать их листики и при этом, разговаривать с ними.
— кормить зверушек в живом уголке, убирать за ними клетку.
— чистить снег на участке, осенью убирать опавшие листья, летом собирать мусор.
— поводите хоровод вокруг березки во дворе, нарядите ее ленточками.
— сделайте кормушку для птиц и приучайте детей следить за тем, чтобы там всегда было угощение.
Очень важно, чтобы малыш знал свои истоки. Начинать следует с самых близких. Побеседуйте с ребенком о маме и папе: где и кем они работают, что делают на работе, как они заботятся о нем, друг о друге. Что они делают для своей семьи, для города, для страны.
Какими были его дедушки и бабушки?
Оформите вместе с ребенком фотоальбомы, вспомните семейные предания, составьте рассказы о предках, вместе с ребенком нарисуйте их.
Побеседуйте с малышом о том, что он сам может сделать для своих близких, для своего дома, для своих друзей.
Важно собственное отношение ребенка к тому, что происходит.
Это сфера переживаний, то есть эмоциональная сфера, которая формирует мотивацию и, в итоге, управляет поведением человека.
Патриотизм, чувство Отечества вырастает из эмоциональной сферы малыша, как маленький росток рождается из посеянного семени. Его необходимо беречь, взращивать и укреплять.
Если мы, взрослые, не будем равнодушны к тому, кто и что вокруг нас, если нам будет дорого и интересно все, происходящее с теми, кто рядом, если мы будем готовы откликнуться на их боль, на их радость, помочь, поддержать и защитить, если это будет нужно, если мы бережно будем принимать и перенимать все, доставшееся нам по наследству, то и дети, восходящие рядом с нами и идущие следом за нами, смогут сказать: Отечество – это мы с вами.