Из опыта работы
«Формирование чувства любви и уважения к малой Родине у детей 3-5 лет«
Ермакова Елена Александровна,
воспитатель,
филиал «Мальвина» МБДОУ Д/с № 70 «Буратино»,
г. Пенза
Основные качества личности формируются в детские годы. И от того, какие качества мы сможем заложить и воспитать в детях, зависит завтрашний день и судьба нашей страны.
Любовь маленького ребёнка к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, городу. Поэтому знакомить детей с малой Родиной нужно начинать с раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят дети. Важно приобщить детей к культуре своего народа, так как обращение к наследию воспитывает чувство гордости и уважения за землю на которой живёшь.
Формирование чувства любви и уважения к малой Родине – является важной целью воспитания дошкольника.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей формируются элементарные представления о явлениях общественной жизни, нормах человеческого общения, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношение к окружающим людям, прежде всего к близким, желание сделать для родных, что то хорошее. При ознакомлении детей с детским садом, формируются положительные эмоциональные чувства к сверстникам, сотрудникам детского сада, а также положительное отношение к труду взрослых. Через знакомство детей с природой родного края воспитывается любовь к малой родине, бережное отношение ко всему живому. Свою работу по формированию любви и уважения к малой Родине я разделила на три направления: «Семья», «Детский сад», «Родной город».
«Семья»
Задача этого направления — формировать, конкретизировать, обогащать представления о себе, членах семьи, об отдельных нормах и правилах поведения в семье. Воспитывать любовь и уважение к своим близким.
В своей работе провожу беседы с детьми: « С кем я живу», « Что мама делает дома?», « Как я помогаю маме», « Мы- помощники», « Мое имя». В течение года беседую и о других членах семьи — папе, братишке, сестренке, бабушке, дедушке. Вместе с детьми готовим подарки к праздникам для родителей, бабушкам и дедушкам. Читаю народные сказки: « Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь»,потешки, прибаутки о семье и семейных отношениях. Использую художественную литературу: Ю.Коваль «Дед, баба и Алеша», Г.Сатир «Книга», В.Агапов «Дорожи именем своим», Я Аким «Кто кому кто?», Л.Толстой «Старый дед и внучок» и другие. Разучиваем стихи о маме, папе, бабушке, знакомлю детей с пословицами и поговорками о семье. Провожу беседу на тему «Моя семья» по семейным фотоальбомам. Рассматриваю с детьми альбомы иллюстраций, фотографий на тему « Труд взрослых в семье». Предлагаю детям дидактические игры: « Кому что подарить», « Кому что нужно для работы», «Что такое хорошо, что такое плохо? », «Мои хорошие поступки», «Мое имя», «К нам гости пришли», «Узнай по фотографии» Организовываю сюжетно-ролевые игры «Семья» с различными сюжетами. Устраиваю просмотр мультфильмов .
«Детский сад»
Задача: Формировать и конкретизировать первоначальные представления об элементарных правилах поведения, взаимоотношениях с сверстниками, другими людьми. Продолжать знакомить детей с детским садом, его территорией, внутренними помещениями, сотрудниками. Воспитывать уважение к взрослым.
Чтобы создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе провожу специальные игры на сближение детей: «Как тебя зовут?», «Раз, два, три имя назови», « хоровод» и другие. Провожу беседы о детском саде. Предлагаю детям для рассматривания сюжетные картины «Мы играем», «Детский сад», « Труд взрослых в детском саду». Особое внимание уделяю созданию коллективных работ в изобразительной деятельности. Такие занятия сближают детей, развивают доброжелательное отношение к друг к другу. В течение учебного года знакомлю детей с сотрудниками, помещениями детского сада, провожу традиционные экскурсии: «Медкабинет», «Прачечная», «Кухня». Провожу беседы: « Безопасность в детском саду» «Кто нам помогает в группе?»,«Кто работает в детском саду» Обращаю внимание на то, что взрослые заботятся о детях в детском саду. Вместе с музыкальным руководителем проводим развлечения и праздники: «В гости к нам пришла матрешка», «В гости осень к нам пришла», «Новый год у ворот» , «Мамин праздник».В совместной деятельности с детьми провожу дидактические игры «Каждой вещи свое место»,«Хорошо- плохо»,«Что изменилось?», «Мое имя», «Найди предметы», «Дарю подарки», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Правильно — не правильно». Организую ролевые игры « Детский сад». Читаю художественную литературу о детях, дружбе. Провожу с детьми целевые прогулки по территории сада, наблюдения за работой дворника. за играми старших детей.
«Родной город»
Задача — Формировать первоначальные представления о родном городе. его названии, главных улицах, исторических, культурных, архитектурных памятниках.
Детям младшего и среднего возраста трудно представить себе, что такое город. Рассматривая на прогулке ближайшие дома, дорогу ,я формирую у детей понятие « город». Провожу беседы: «В каком доме ты живешь?», «Где я провел выходные?», « Что я видел по дороге в детский сад?». Для ознакомления и заучивания домашнего адреса, названия города использую игровую ситуацию «Мишка заблудился», «Идем в гости». Часто рассматриваем альбом «Путешествие по родному городу», также использую видеофильм «Наш город-Пенза». В изобразительной деятельности стараюсь выбирать простые и доступные восприятию темы для рисования, лепки, аппликации: «Праздничные шары», «Новогодние украшения», «Наша улица», «Золотая осень», «Выпал беленький снежок», « Весна пришла». Веду с детьми наблюдения в природе в разные времена года. Все интересные изменения на участке во время прогулки фотографируем для создания группового альбома. В своей работе тесно сотрудничаю с родителями. Вместе с детьми привлекаю их к участию в фотовыставках: «Как я отдыхал летом», « Прогулки по городу», «Наши семейные традиции», участию в конкурсах поделок и рисунков. Предлагаю методическую и познавательную литературу. Задача педагогов и родителей – помочь растущему человеку открывать малую родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое я. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И, хотя, многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.