Стимулирование речи у детей с ОВЗ через сенсорную интеграцию

Консультация для педагогов

«Стимулирование речи у детей с ОВЗ через сенсорную интеграцию»

Сивкова Светлана Анатольевна,

учитель-дефектолог МКДОУ № 364,

г. Новосибирск

СИ — это взаимодействие все органов чувств. Она начинается очень рано, ещё в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определённые стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребёнка в утробе матери. Она исходила из того, что в тот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти 3 системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идёт о следующих системах:

-вестибулярная система (система поддержания равновесия);

-тактильная система (система кожной чувствительности);

-проприоцептивная система (мышечно-суставное чувство/восприятие собственной позы и движения).

Случается так, что какая-то из систем даёт сбой. Это влечёт за собой определённые нарушения.

Сегодня наша встреча посвящена пересказыванию, точнее преодолению трудностей в пересказывании. Как работать над пересказыванием с говорящими детьми (даже если у них есть проблемы в развитии), большинство знают. С чего начинать работу с неговорящими, тем более если есть сопутствующие проблемы в поведении,многие затрудняются сказать. Я хочу обратить внимание на следующие аспекты.

Для того, чтобы говорить и тем более пересказывать, любой человек должен обладать тремя группами умений.

Первая группа — это способность управлять всеми видами движений, в частности артикуляционными. Причём, управлять артикуляцией параллельно с движениями всего тела.

Вторая группа — это способность ребёнка присваивать каждому комплексу звучаний (слову) свой смысл.

Третья группа умений — это способность ребёнка общаться: умение попросить, разделить наблюдение, понять, что партнёру нужна помощь и оказать её.

Теперь поговорим о 2 категориях детей, с серьёзными речевыми нарушениями, которым пересказ непосилен.

Первая категория детей, которые не говорят, но при этом у них могут быть звуки в спонтанной вокализации, то есть намеренно или по инструкции произнести определённый звук ребёнок не может. Наша задача перевести звук из непроизвольного в произвольный.

Вторая категория детей — дети, которые имеют «скудный» активный словарь, не пытаются пользоваться речью как средством коммуникации.

Возникает вопрос «Почему так происходит?». Дети, которые не могут целенаправленно произносить звуки и слова (первая категория детей (мутичные), очевидно имеют нарушения из 1 и 2 групп умений — в способности управлять собственными движениями, следовательно и в присвоении каждому звучанию смысла. Дети же 2ой категории (которые не хотят пользоваться речью) как правило не имеют способности общаться, так же у них нарушена мотивация к общению.

Так вот, чтобы осуществить пересказ, ребёнку необходимо:

  1. Ощущать своё тело в пространстве и управлять им, в том числе органами артикуляционного аппарата         . Представьте себе такую ситуацию, случившуюся с одной моей приятельницей много лет назад.. Про онемевшую руку.

-Можете ли вы управлять онемевшими конечностями? И дети не чувствуя своё тело, не способны чётко планировать свои движения.

  • Понимать значение слов: слышать и воспринимать, фильтровать информацию,

(Представьте, ребёнок страдающий алалией, плохо воспринимающий быструю речь окружающих. Он не способен усваивать в обычном темпе слова, которые поступают в его слуховой анализатор. Поэтому, его речь развивается очень — очень медленно. (топ, чик-чик, бах, ух).??

Guten tag. Es ist sehr shon, Sie in diesem Raum zu sehen. (Добрый день. Очень приятно видеть вас в том зале.)    Что я сейчас сказала?  

-Давайте я повторю фразу, а вы изо всех сил постараетесь воспроизвести ее так, как изо всех сил пытаются это сделать дети, имеющие проблемы в обработке слуховых сигналов.

— Повторить часть фразы. Guten tag. Es ist sehr shon, Sie in diesem.

3. Иметь интерес к живому речевому общению и владеть способами коммуникации через взгляд, жесты, мимику и слова.

-Проведём небольшой эксперимент. Вы ребёнок с нарушением коммуникации и грубым нарушением речи. К примеру, Вам нужно пройти, я препятствую этому. Попросите меня отойти. Как вы это сделаете? А я буду воспитателем, который рассказывает детям сказку. 

 Заключение; когда все эти этапы отработаны, можно начинать работу по пересказыванию, даже если у ребёнка лепетные слова, звукоподражания, а не развёрнутая речь.

Как вы можете применять это в условиях группы? В свободной деятельности всех детей, выполнить упражнение с одним ребёнком, советовать родителям.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.