Стимуляция произносительной активности и понимания речи у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка

Методическая разработка

«Стимуляция произносительной активности и понимания речи

у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»

Захарова Ирина Павловна,

Аверина Ольга Владимировна,

учителя-дефектологи

ГОБУЗ «ОСДР для детей с органическим поражением
центральной нервной системы с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской обл.

Освоение речи — важнейшая часть развития ребенка.  В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность. Речевое развитие детей в раннем возрасте» является актуальным, так как речь это ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический склад личности выявляются в речи. Задача педагогов – помочь малышу овладеть речью. Но для этого нужно четко представлять  весь путь речевого развития ребенка в норме, знать закономерности этого процесса и условия его протекания.        

В течение всего первого года жизни речевое развитие осуществляется через всестороннее воспитание ребенка.

  • Эмоции. Развивая различные формы общения ребенка со взрослым, нужно стимулировать стремление установить и продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт, а также включить ребенка в практическое сотрудничество со взрослым для выработки потребности в общении.
  • Движения руки и действия с предметами. Уровень развития  речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
  • Общая моторика. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их.
  • Слуховое внимание. С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?»,  «Угадай, на чем играю?». Игры со  «Звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) Игры с металлофоном.
  • Зрительные реакции. В этот период приобретают значение специально подобранные игрушки, различные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Стремятся привлечь внимание к игрушке, к манипуляциям с нею, прячут игрушки, чтобы вызвать зрительное сосредоточение на предмете
  • Режимные моменты. Речь ребенка на первом году жизни развивается в процессе режимных моментов. Во время кормления, переодевания, умывания малыша взрослый обозначает словом все действия и окружающие предметы. Переодевая ребенка ласково разговариваем с ним, называя части тела: «дай ручку, наденем рубашку» и т.д.

Подготовительный период речи

Первый год жизни  в плане речевого развития  можно назвать стадией «крика и лепета». Несмотря на то, что крик и  лепет лишены функции речи, этот период очень важен: он является подготовительным для  всего последующего речевого развития, во время него происходит подготовка к овладению речью. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смыслового значения слов.  Чтобы понять от чего зависит формирование общеречевых навыков  и что способно повлиять на их правильное развитие, надо хорошо представлять основные закономерности речевого развития ребенка.

Рассмотрим  этапы  развития речи детей от  рождения до 1 года в норме

1 месяц

1. Сосредотачивает взгляд на лице взрослого, «отвечает» 2-3 раза отдельными гортанными звуками типа: «г-г-гы», «кх», «га», «гу». И т.д.

2.Издает  другие звуки (рефлекс покашливания)

3.Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли  и голода.

4. Редкие улыбки при общении со взрослым.                                                                                                                

2 месяца

1. Поворачивает голову в сторону источника звука.

2.Прислушивается в течение 5-7 сек.

3.Чаще издает гортанные звуки «кхы», в которых начинают вырисовываться звуки речи «га-га», «гу-гу» и т.п. – первые речевые реакции, так называемое гуление.

4.Хнычет, повизгивает .

3 месяца     

1.Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует с улыбкой как на ласковое, так и на строгое общение к нему.

2.Делает попытки гулить в ответ на произносимые взрослым протяжные гласные звуки.

3.В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от эмоционального контакта со взрослым.

4.Крик с отчетливой интонацией. От первых цепочек слогов  — к певучему гулению [а-а-а, ‘э-у, о-а]

5.Возникает «комплекс оживления»  в ответ на эмоциональное общение.                                                                                                                 

4 месяца

1.У ребенка появляется эмоционально-выразительная , интонационно насыщенная, яркая речевая реакция  — гуление.

2.Ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1-3 мин. После побуждающих действий взрослого, общения с ним. Гуление  спонтанное, певучее и продолжительное.

3.Произносит гласные, близкие к а-ы-у, возможно в сочетании с согласными.

5 месяцев

1. Покрикивает от нетерпения.

2.На протяжении  длительного времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки.

3.Начинает произносить ритмические цепи слогов.

6 месяцев

1.Ребенок подолгу певуче гулит. При этом  демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков.

2.Способен подражать самому себе, когда слышит свой голос в магнитофонной записи.

3.Гуление начинает выступать как средство коммуникации. Произведение малых фольклорных жанров эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков.

7 месяцев

1. Подолгу лепечет. Способен повторно произносить одни и те же слоги разного вида, разной модуляции, разного тона.

2.Вступает в перекличку со взрослым.

3.Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует. Эмоционально отзывчив на речевое общение.

4.На вопрос «где?» показывает пальчиком на игрушки, стоящие всегда на определенном месте.

8 месяцев

Понимание речи.

1.На вопрос «где?» поворачивает голову в сторону названного предмета.

2.Может находить предмет среди 2-3 знакомых ему( вопрос окаждом предмете задают несколько раз).

3.Услышав свое имя, ребенок поворачивается к взрослому, выжидающе смотрит, подползает к нему или действует по ситуации.

4.По просьбе взрослого выполняет разученные ранее действия: «ладушки», «прятки!» и т.д.

Подготовительные этапы активной речи.

1.Произносит за взрослым слоги, имеющиеся в лепете.

2.Лепет, начинается во многих ситуациях, когда у ребенка возникает повышенный интерес к  чему-либо.

3. Речь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражая взрослому шепотом.

9 месяцев

Понимание речи

1. На вопрос «где?» находит взгядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их места расположения.

2.Понимает слова, обозначающие действия: Дай, ложись, вставай.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, соски и т.д.

Активная речь

1. Подражая взрослому, повторяет за ни слоги, которые уже есть в его лепете.

2. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

3. Произносит двойные слоги, сознательно повторяет: «ба-ба, ма-ма»

10 месяцев

Понимание речи.

1.При просьбе «дай» ребенок находит знакомые предметы среди игрушек и дает их.

2.Находит, берет и дает игрушки при выборе из 3.

3.Правильно реагирует на просьбу взрослого без показа: достань кубик, положи ленточку.

4.Выполняет разученные движения ( «ладушки», «прятки»).

Активная речь.

1.Вслушивается в слова взрослого, следит за движением его губ и сразу через 1-2 мин. Делает самостоятельную попытку повторить и повторяет.

2. Произносит первые лепетные слова: ма-ма, па-па.

11 месяцев

Ознакомление с окружающим.

1.Проявляет живой интерес не только к отдельным предметам, но и явленям окружающей жизни: действия людей, животных, машин.

2. Проявляет любопытство ко всему, что попадает в поле зрения и вызывает «реакцию на новизну» (ориентировочный рефлекс).

3. Применяет разученные действия по просьбе взрослого ( помаши ручкой, погрози пальчиком и т.д.).

4. Проявляет способность к активному подражанию, перенося разученные ранее действия на незнакомую ситуацию.

5. Узнает знакомые игрушки и предметы на картинке.

Понимание речи.

1.По словам взрослого выполняет знакомые действия, имевшие место в жизни самого ребенка и понятные для него (покатай машинку, погладь мишку).

2. Появляются первые обобщения в понимании обращенной к ребенку речи взрослого: находит не только знакомую игрушку, но и любую другую.

Подготовительные этапы активной речи.

1.Произносит первые знакомых лепетные слова сам или подражая взрослому. Например, «ав-ав». «дай» и др.Увеличивается запас лепетных слов.

12 месяцев

Ознакомление с окружающим.

1.Ребенок быстро замечает новый объект, появившийся в знакомой ему среде.

2. Усиливается интерес  к объектам живой и неживой природы:

  • Дольше наблюдает за котенком, птичками, собакой, делает попытки подойти, схватить за хвост.
  • Проявляет любопытство к неживой природе. Исследует камешки, глину, песок, приобретая опыт.
  • Проявляет интерес к растениям

3. Эмоционально ярко реагирует на социальное окружение, например замечает красивые цветы, флажки и т.д.

Понимание речи.

1.Поведение ребенка начинает регулироваться словами взрослого: «Нельзя», «Не ходи туда» и т.д.

2.Продолжается накопление активного словаря: ребенок без показа понимает названия отдельных предметов, действий с ними, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения: дай, положи сюда и т.д.

3.Показывает на одну из 3-4 знакомых игрушек или на одну из 2 картинок.

4.Большой интерес вызывают разученные игры: «Ладушки, До свидания, Прятки.». Их перечень расширяется.

5.Продолжается формирование первых обобщений: ляля-кукла, биби-машины.

Подготовительные этапы активной речи.

Начинает более широко пользоваться лепетной речью (облегченные слова) как средством коммуникации со взрослым.

1.Легко подражает новым слогам. Смотрит на мимику и движения губ говорящего, повторяет.

2.Произносит 5-10 лепетных слов (папа, мама, биби и т.д.).

Подражая, «говорит» по телефону.

Таким образом, развитие речи ребенка обусловлено определенными закономерностями. Условия жизни и воспитания ребенка могут  благоприятствовать его развитию, а могут его тормозить. 

У большинства детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка, отмечается отставание формирования активной речи. Особенно это касается детей, находящихся вне дома с самого рождения. Причины этого явления  следствие  материнской депривации. Наши дети  нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи реализуются в нашем доме ребенка. Коррекционно-педагогическая работа проводится в соответствии с уровнем развития ребенка и предполагает постепенное усложнение приемов, направленных на формирование всех психических функций ребенка. При этом особое внимание уделяется интенсивности развития сохранных функций ребенка.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической  работы

1) Раннее начало коррекционно- педагогической  работы с детьми, то есть с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.

2) Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень речевого развития, на котором он находится. При этом педагогическая   работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

3) Использование  стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций.

4) Развитие доречевых функций детей  требуют  индивидуального подхода, систематичности и последовательности в преподнесении материала, активности, наглядности.

5) Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка. Все эти принципы используются в работе, но с учетом специфических особенностей детей

Для того, чтобы максимально способствовать речевому развитию детей раннего возраста мы проводим свою работу в следующем направлении:

Эта работа проводится поэтапно:

1 этап с  0 до 3 месяцев

Задачи:

1.Развивать у ребенка потребность в общении со взрослым.

2.Вызывать зрительное и слуховое сосредоточение: учить всматриваться в лицо взрослого, прислушиваться к различным звукам, отыскивать по  звуку погремушку или колокольчик.

3.Стимулировать речевую активность ребенка: напевание гласных звуков, пение колыбельных песенок.

Игры и упражнения

1. Раскачивайте подвешенные игрушки, потряхивайте погремушкой, колокольчиком.

2. Подвешивайте  объекты с разными частотами чередования цветов, черно-белые зрительные образы.

3. При общении  говорите: «гу», «агу», задавать вопросы и самим отвечать на них: «Танечка хорошая? Хорошая Танечка!»

4. Разговаривая с ребенком, медленно обходите его кровать, стараясь, чтобы он поворачивал голову, следил за вами глазами.

2 этап с  3 до 6 месяцев

Задачи:

1.Развивать и развивать голосовые реакции.

 2.Поддерживать умение отыскивать источник звука, побуждать отыскивать взглядом разговаривающего взрослого.

3.Поддерживать «комплекс оживления», вызывать ответные звуки,развивать способность подражать звукам речи взрослого

Игры и упражнения:

1.Многократно повторяйте имя ребенка в различных вариантах: «Саша, Сашенька, Сашуля».

2.Во время переклички с малышом сначала повторяйте за ним звуки. Затем добавляйте новые: [гу,гы]; в 3-4 месяца – гортанные; в 5 месяцев –певучие гласные; в 5-6 месяцев —  слоги: ба,ма. Организовывайте переклички, находясь в поле зрения  и вне его. 3.Произносите короткие рифмованные строки, меняя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса:

Люли, люли, люли, прилетели гули, сели гули на кровать,

Стали люли ворковать, тихо Машу усыплять.

Прилетели гули, гули-голубочки, сели на головку,

Сели, посидели, прочь улетели.

4.Развивайте первичное понимание речи: обращайте внимание  на движения и действия взрослого, учите понимать их значение.

5.Организуйте поисковую деятельность ребенка к различным источникам звуков (речь, музыкальные игрушки, звучащие образные игрушки).

6.Вызывайте слежение за говорящим взрослым, окликайте ребенка из разных мест комнаты, чередуйте громкую речь с шёпотной.

7.Создавайте эмоционально-игровые ситуация:  например-«Прятки».

3 этап с  6 до 9 месяцев

Задачи:

1.Развивать понимание названий предметов: учить находить предметы  на вопрос «Где?» в 7 месяцев – на привычном месте, с 8-9 месяцев независимо от их месторасположения.

2.Развивать понимание названий знакомых движений6 «ладушки», «до свидания», «дай ручку», «садись». «ложись».

3.Развивать голосовые реакции, лепет.

Игры и упражнения:

1.Называйте части тела, предметы одежды, игрушки, имена детей и взрослых, действия. Крупный, яркий звучащий предмет поставьте в определенное место. Вызывая сосредоточение, многократно называйте его «Где?». Вызывая повторное сосредоточение, с 6 месяцев давайте ребенку потрогать предмет. Называйте все, что привлекает внимание ребенка. Поиграйте в «прятки»: сначала набрасывайте пеленку на свое лицо. Спросите: «Где тетя?». Стягивайте ее со своего лица: «Ау! Вот тетя!». Аналогичные действия проводите с ребенком. Когда ребенок научиться стягивать пеленку со своего лица, побуждайте отыскивать малыша  называемый предмет, спрятанный под пеленку.

2.Поиграйте в игры, побуждающие малыша выполнять действия по просьбе (ладушки, дай ручку, до свидания).

3.Во время лепета подражайте звукам, которые ребенок произносит. Произносите новые слоги и звуки, добивайтесь подражания: «ба-ба, ма-ма, бу-бу, па-па». Произносите короткие рифмы, меняя темп, интонацию, проделывая рукой малыша какое-нибудь движение:

Маленькие крошки, хлопают в ладошки.

Хлопают в хлопошки, хлопают в ладошки.

4.Поиграйте с ширмой, развивая представление о движении, величине, форме, цвете предметов, например:

  • Входит за ширму одна игрушка, выходит другая;
  • Входит большая игрушка, выходит маленькая;
  • Прячется за ширму кубик, а с другой стороны выходит шарик.

4 этап с  9 до 12 месяцев

Задачи:

1.Продолжать воспитывать звуковое сосредоточение при слушании пения, звучания музыкальных инструментов.

2.Поддерживать и развивать подражание в произнесении слогов и новых сочетаний звуков: мама, папа, дай,  иди. Ко-ко. Это начало лекики языка.

3.Расширять пассивный словарь, он должен включать названия некоторых окружающих  вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений.

4.Способствовать развитию грамматических навыков.

Игры и упражнения:

1.Развивайте восприятие неречевых звуков и игра: «Расскажу тебе, что слышу». Дайте ребенку послушать звучание инструментов – бубна, барабана, колокольчика. Затем, спрятав их за ширму, дайте послушать звучание каждого из этих инструментов еще раз. После окончания звучания очередного инструмента доставайте его из-за ширмы и говорите: «Это был, колокольчик» и т.п.

2.Побуждайте ребенка к произнесению новых слогов. Для включения знакомого слова в активный словарь ребенка произнесите его, добиваясь, чтобы ребенок повторил это слово. Покажите ребенку игрушку, дождитесь, чтобы он проявил интерес к ней, а затем говорите: «Скажи, дай-дай!». Покажите знакомую игрушку, которую малыш  может назвать и спросите: «Что это?», «Кто это?».

3.Побуждайте ребенка договаривать отдельные звуки, последние слоги и слова в потешках, и простых коротких стихах, смысл которых понятен ребенку. Например, раскачивая куклу: «ай люли-люли-люли, дети все заснули»; или «Баю-бай, поскорее засыпай».

4. Игры с игрушками

Играя с мишкой:

Мишка,-мишка, косолапый мишка.

Мишка по полу идет: топ-топ.

Ходит мишка ножками, новыми сапожками, топ-топ!

 Играя с мишкой или зайкой:

«Мишка. Мишенька –большой» — разведите руками малыша в стороны.

« Зайка, зайка маленький – ай-ай!» сведите ладошки вместе и т.д.

5.Продолжатйте развитие пассивной речи – учите ребенка понимать слова. Для этого покажите  предмет, игрушку и назовите  его, затем, чтобы потом малыш указывал на них; а позже,  по просьбе взрослого находил игрушку и давал ее по вашей просьбе.

6.Показывайте  предмет в действии с называнием несложных действий: кукла спит, кукла кушает, кукла одевается.

7.Показывайте  картинки с изображением отдельных предметов, наблюдайте  вместе с ребенком за живыми объектами.

8.Поиграйте в игры-шутки: «Поехала, поехали, с орехами, с орехами; идет коза рогатая; вверх-вниз, ну-ка Вовочка, держись» и т.д.

9.Задавайте как можно больше вопросов: «Где?, Кто это?, Кто пойдет гулять?».

Таким образом, в ходе коррекционно-педагогической  работы на подготовительном периоде ( от рождения до 12 месяцев) мы  закладываем основу, на которой в дальнейшем будет строиться речь ребенка, формироваться потребность в общении, развиваться:  голосовые реакции, артикуляционный аппарат, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность  употребления усваиваемых слов в целях общения.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ : Астрель, 2007. — 224 с.

2.    Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.

3.   Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Прочвещение, 1981. — 256 с.

4.   Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с.

5.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981

6. Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба.//Логопед. – № 2. – 2004

7.   О.Е. Грибова, Что делать, если Ваш ребенок не говорит? М., 2004.11.  

8. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия. — М.,1 1998.12.  

9.  Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с

10.   Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.