В настоящее время подготовке руки ребенка к письму уделяется недостаточно внимания, работа ведется не в системе и без учета индивидуальных особенностей воспитанников. Хотя это очень важное направление обучения дошкольников и требуется система специальных игр, упражнений и заданий. К тому же, это должна быть не механическая тренировка, а творческая деятельность воспитанников при педагогической помощи взрослого.
Задачи данного направления:
- Сформировать правильный захват карандаша или ручки: их надо держать тремя пальцами (щепотью).
- Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
- Подготовить к технике письма: развить пространственную ориентировку относительно себя, какого-либо предмета. Ребенок должен знать, где у него левая и правая сторона туловища.
- Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней. Через игровые упражнения ориентироваться в «линейке», а затем и печатать в ней элементы букв (можно и сами буквы).
- Познакомить с правилами проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях (горизонтальные – слева направо, вертикальные – сверху вниз).
- Познакомить с упражнениями, подготавливающими к написанию элементов школьного шрифта («клубочки», «волны»).
Развивать мелкую моторику и подготавливать руку ребенка к письму можно в процессе различных видов деятельности.
- Познавательная деятельность
Содержание работы: Игры и упражнения с раздаточным материалом, счетными палочками; выполнение пальчиковых упражнений при подготовке к работе в тетради, работа в тетради (штриховка).
- Речевая деятельность
Содержание работы: Выкладывание схем предложений, деление слов на звуки с использованием раздаточного материала, работа в тетради.
- Художественно-эстетическая деятельность
Содержание работы: Использование различных видов пальчикового театра для сопровождения слова и движения. Выполнение «подготовительных» упражнений для развития пальцев рук и чувства ритма в музыке. Применение движений и упражнений, способствующих повышению тонуса мелкой мускулатуры, развитию координации пальцев обеих рук в процессе лепки, аппликации, рисования, ручного труда, конструирования.
- Физическая деятельность
Содержание работы: Выполнение различных видов массажа кистей и пальцев рук, как для оздоровления, так и для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.
Предполагаемые результаты:
— высокий уровень развития мелкой моторики рук, свободное владение карандашом, кистью, ножницами;
— свободная ориентировка в пространстве, высокий уровень развития зрительно-моторной координации;
— высокий уровень познавательно-речевой активности.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.