Познавательный проект
«Посткроссинг между детскими садами»
группы общеразвивающей направленности «Золотая рыбка»
Волошина Инна Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 36» н.п. Титан,
г. Кировск Мурманской обл.
В старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает потребность в общении. В связи с этим хорошим средством социально-коммуникативного, а также познавательного развития детей становится такой культурный феномен как посткроссинг, что дословно с английского языка переводится как «почтовый марафон» (postcrossing). Социально-коммуникативному развитию способствует становление у детей навыков дружить, интересоваться жизнью сверстников в других городах, создавать письма, ждать ответа.
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции и достопримечательности. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. Так и возникла идея, для обмена открытками и письмами, которая получила название Посткроссинг. Конечно, это явление далеко не новое. Автором проекта является португалец Паоло Магляшем, в 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой» переписке, решил создать инновационный проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась незамеченной, и постепенно проект стал популярным в России и других странах, выйдя на международный уровень.
Посткроссинг – международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка менее широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Посткроссинг- это проект для развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников.
Какая большая, величественная и красивая наша родная страна – Россия! Но как мало мы о ней знаем, как мало ей интересуемся. Замечательно, что сегодня в детских садах много уделяют внимание патриотическому воспитанию дошкольников: много говорится о семье – основе патриотизма, о малой родине – родном крае, городе, селе. Но также важно прививать детям любовь, уважение и гордость к родной стране, к России – самой большой стране на Земле, к самой многонациональной стране, к стране с богатейшими природными ресурсами, к стране, давшей миру величайших писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Основы этих знаний о своей стране можно и нужно давать детям дошкольного возраста. Изучая страну, детей можно легко и увлекательно познакомить с основами географии: познакомить с понятиями «географии», «карта»; с обозначениями на карте городов, областей, рек, озер, морей, гор; с названиями крупных городов и рек России; с особенностями ландшафта, климата и условий жизни на севере, юге страны; с культурными традициями народов России и т.д.
Знакомство с родной страной должно проходить для дошкольников в увлекательной форме.
Цель: патриотическое развитие дошкольников через изучение культурных традиций своей страны и разных республик России, посредством почтовой переписки; он способствует развитию толерантности и уважения к людям разных национальностей, их культуре.
Задачи:
— Расширять у детей представления о России посредством почтовой переписки.
— Развивать познавательную активность и инициативу.
— Формировать представление о разнообразных городах и поселках России.
— Привить интерес к эпистолярному жанру.
— Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою малую Родину.
— Привлечь родителей к активному участию в проекте (оказание помощи в составлении рассказов, подборе материала, отправке писем).
А что, если нам не просто познакомиться со страной, но и найти друзей в разных городах России? Современный технический прогресс, электронные письма, смски, сообщения в соцсетях, к великому сожалению, вытеснили общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток. Но все, кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с каким нетерпением хочется открыть конверт прочитать послание в нем. Приучая своих детей к электронным посланиям, мы лишаем их этой радости.
Участники: проект организован на базе старшей группы ДОО, но предусматривает неограниченное число участников: педагогов, воспитанников всех возрастных групп и родителей из разных детских садов России.
Срок реализации: долгосрочный (апрель 2022г.-февраль 2023г.)
Чтобы стать участником проекта, необходимы:
• карта России;
• конверты и письма;
• желание общаться и узнавать новое.
Предполагаемые результаты:
-дети приобретут, опыт общения с людьми из разных городов и сел;
— совершат путешествие по стране, не выходя из дома;
— получат представления о своем городе, что способствует воспитанию патриотизма и любви к малой Родине;
— получат представления о других городах и селах, их особенностях, традициях и достопримечательностях;
— познакомятся с эпистолярным жанром общения – письмами;
— научатся умению создавать коллекции, например, марок и открыток;
— увеличится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии детей;
— накопится банк материалов по теме;
— обогатиться развивающая предметно – пространственная среда.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Информирование родителей и детей о предстоящем проекте;
• Поиск и создание базы участников проекта среди детских садов других городов России;
• Составление писем, презентаций;
• Подбор почтовых открыток и приобретение конвертов, почтовых марок.
Основной этап:
• Беседы с детьми о проекте:
• Знакомство с картой России, мира, рассматривание глобуса;
• Рассматривание приобретенных открыток;
• Составление текста послания детям детских садов других городов России;
• Оформление открыток воспитателем и рисование мини-рисунков «приветиков» детьми;
• Составление презентации о родном городе Кировске.
• Отправление открыток через почту .
• Работа с полученными открытками и письмами.
• Чтение и рассматривание полученных открыток и писем;
• Просмотр презентаций;
• Беседа о городе, из которого пришла открытка;
• Поиск города на карте России, глобусе;
• ООД в старшей группе «Почтальон идет по свету»;
• ООД в подготовительной группе «Напиши письмо другу»;
Заключительный этап:
• Составление коллекции открыток, полученных из разных городов России.
• Итоговая беседа с детьми ;
• Подведение итогов проекта;
• Продолжение переписки с детьми из других городов, знакомство с новыми друзьями
по переписке.
Наша переписка началась с получения письма из Липецка в апреле 2022г.Нам писали дети и воспитатели старшей группы «Ромашка» детского сада №112. В письме они описали какой красивый у них город, рассказали нам о том, что они недавно придумали сделать в группе музей военной техники, которую собирали сами из картона и даже учили про неё стихи. А теперь они решили собирать коллекцию открыток ,выслали нам одну открытку, раскраску с изображением животных и достопримечательностей Липецка, рисунки своего города.
В письме нас попросили прислать открытку нашего города и поделиться тем, как мы живём и чем увлекаемся в нашей группе. Мы с ребятами отправили им рисунки, открытки и письмо в апреле 2022г. Следуя примеру ребят из группы «Ромашка» мы с нашими детьми приняли решение тоже коллекционировать открытки из разных городов России. Так в нашей группе появился альбом открыток «Города России».
В октябре 2022г. мы получили ещё одно письмо из этого же сада, но из другой группы. Нам писали воспитанники группы «Солнышко». Они написали о своём городе, о том, что в их садике 12 групп, в группе 15 человек. На территории их сада есть «тропа здоровья», «птичья столовая», огород и клумбы. Дети группы «Солнышко» написали, что у них ещё тепло, а у нас, наверное, уже выпал снег. Ребята нарисовали для нас много солнышек, чтобы они согревали нас холодной зимой. Вместе с рисунками мы получили магнит с изображением города Липецка .
Ответ мы написали и отослали в начале ноября 2022г. В это же время мы написали письма в Санкт-Петербург, Москву, Волгоград, Ханты-Мансийск и Магадан. Мы описали в каком красивом месте мы живём, что мы можем любоваться северным сиянием ,ребята нарисовали свои любимые зимние забавы и достопримечательности нашего Кировска, поделились открытками нашего города, новостями нашей группы и попросили ребят пополнить наш альбом открыток.
В декабре 2022г. мы получили ответ из Волгограда. Нам ответили дети и воспитатели подготовительных групп «Семицветики» и «Звёздочки». В письме нам красочно и подробно описали достопримечательности Волгограда: комплекс Мамаев курган, музей-панорама «Сталинградская битва», уникальный вид транспорта-скоростной трамвай. Вместе с письмом нам прислали детские рисунки и открытку с изображением символа не только Волгограда, но и всей России-скульптуры «Родина-мать зовёт!».
У нас в группе есть карта Российской Федерации, на которой мы отмечаем все наши города по переписке. Рассматривая карту во время организованных занятий или в свободной деятельности, дети учатся видеть масштаб нашей страны, запоминают местоположение нашего города, также можно предположить по расстоянию, каким видом транспорта до нас добиралось письмо (поездом, автомобилем или самолетом). Помимо карты, у нас есть альбом открыток «Города России», куда помещаются открытки, присланные нам из других городов, дети их с интересом рассматривают. Благодаря проекту дети много узнали о стране, познакомились с эпистолярным жанром общения, научились помогать создавать открытки и письма. Проект продолжается. Участники в доступной и увлекательной форме знакомятся с основами географии, узнают о традициях разных народов России, создают коллекции открыток из разных городов.
Исходя из наблюдений за детьми в течении реализации проекта, можно отметить проявляемый интерес к технологии Посткроссинг.
Выводы :
Проект «Посткроссинг между детскими садами» является востребованным среди воспитанников, педагогов и родителей. Актуальность проекта очевидна — это неформальное общение между педагогами и детьми разных городов России с помощью несправедливо забытого эпистолярного жанра имеет большое познавательное и воспитательное нравственно-патриотическое значение. В перспективе надеюсь, проект будет успешно реализовываться в нашем детском саду и в дальнейшем, а к участникам присоединятся новые города, страны и появятся новые друзья, обобщение опыта реализации проекта будет организованно на уровне детского сада, района, области, проект будет представлен в социальных сетях, на персональном сайте педагога.
Перспектива:
1. Расширение географии проекта.
2. Организация и проведение акций:
— «Ты далеко, я по тебе скучаю» — отправка открыток родственникам и друзьям к праздникам: «День пожилых людей», «Новый год», «23 февраля», «8 Марта»;
— открытки к Рождеству и Пасхе в детские дома, больницы;
— «Ветеран живет рядом» — отправка ветеранам, приобщение детей к великому прошлому России, воспитание уважения и чувства благодарности к ветеранам.
Работа в этом направлении будет продолжена нами и в дальнейшем.