Конспект образовательной деятельности
«Приключения в научной лаборатории Цветочного города»
в группе компенсирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями
Колесова Светлана Николаевна,
воспитатель, МБДОУ № 41,
г. Мурманск
Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложные опыты, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами — помощниками при проведении экспериментов.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
5. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Словарь:научная лаборатория, витамины, яйцо, белок, желток, скорлупа, тонкая, хрупкая, ломкая, отверстия, пористая, прозрачный, жидкий, неопределенной формы.
Оборудование: клеенки на столы, таблички «Научная лаборатория» и «Мастерская народных умельцев», фартуки, медицинские шапочки, сырые яйца, вареные яйца, одноразовые тарелки, одноразовые стаканы, пластиковые ложки, скорлупа в одноразовых стаканчиках, лупы, металлические ложки, соль, стеклянные стаканы с водой, газированная вода Пепси Кола, деревянные яйца, гуашевые краски, кисти, непроливайки с водой, салфетки.
Интеграция образовательных областей: «Познание. Познавательно – исследовательская деятельность», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество».
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмсяладошками к их ладошкам.
У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и мы поделились друг с другом своим теплом.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила по электронной почте письмо от Знайки. Послушайте. (Запись голоса: Ребята, привет. У нас в Цветочном городе открылась новая научная лаборатория, и я приглашаю вас туда)
А вы, знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Все верно! Это место, где проводят различные опыты или эксперименты. В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Итак, вы готовы отправиться в Цветочный город и узнать, что такое лаборатория, чем в ней занимаются и провести занимательные опыты?
Но прежде, чем туда отправиться, необходимо надеть специальную защитную одежду. Как вы думаете для чего? (в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы).
Давайте и мы наденем специальные фартуки и шапочки.
Все готовы?!
Ну, тогда отправляемся в путь!
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два притоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в лаборатории очутись!
( в это время воспитатель убирает ширму, за которой находятся столы с атрибутами для экспериментов, табличка «Научная лаборатория», а на экране слово «Лаборатория»)
Ну, вот мы с вами и оказались в научной лаборатории.
Ребята, но лаборатория то пуста…как же так? Где же Знайка? (Запись голоса: Ребята, вам придется заняться исследованием самостоятельно. Мне срочно надо было отправляться на Луну за новыми образцами для опытов. Моя лаборатория в вашем распоряжении».)
Ну что же, ребята, приступим…но постойте, а с чем же будем экспериментировать? (Запись голоса: « Ой, ребята совсем забыл сказать, для того, чтобы узнать, с чем вы будете проводить опыты, надо отгадать загадку….
Дом овальный, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.)
Воспитатель: Правильно, молодцы! (показываю настоящее яйцо) Сегодня речь пойдет о яйце, об обычном курином яйце. Ребята, что такое яйцо?
Яйцо — это предмет овальной формы.
Яйцо — это заключённые в скорлупу белок и желток, из которых развивается зародыш птиц.
Яйцо — это продукт, который употребляют в пищу.
Воспитатель: А кто знает, какая польза от куриных яиц для человека? (ответы детей).
В яйцах содержатся витамины А (как и в моркови, сладком перце, чернике), В (как и в молоке, бананах, грецких орехах), Д (как и в икре, рыбе, мясе).
Воспитатель: Вы хотите посмотреть, что внутри яйца?
Ну тогда начнем. Присаживайтесь за столы.
Опыт №1 «Сырое или вареное яйцо?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли узнать сырое яйцо или вареное?
(Ответы детей).
Чтобы узнать какое яйцо, его нужно покрутить. У вас на тарелках лежат яйца: яйцо под цифрой 1 — вареное, под цифрой 2 – сырое. Давайте сначала покрутим вареное (1) яйцо. (Выполняем)
Что вы можете сказать? Хорошо крутится яйцо?
Теперь возьмите яйцо под цифрой 2, сырое, и покрутите его. Делать это надо очень аккуратно, чтобы не разбить яйцо. Что можете сказать?
Какой можно сделать вывод? (Вареное яйцо хорошо крутится, сырое – нет).
Опыт№2 «Что внутри».
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется оболочка яйца? (скорлупа) У вас в стаканах лежит скорлупа от яиц, возьмите ее в руки и попробуйте поломать, раскрошить. Делать это надо аккуратно, над стаканчиком. Что вы заметили? (легко ломается, крошится) Значит, какая она? (тонкая, хрупкая, ломкая)
А теперь давайте рассмотрим ее в лупу.
Воспитатель: Что вы видите? (пористая, имеет отверстия)
Воспитатель: Для чего нужны отверстия? (ответы детей) для того, чтобы птенец развивался.
Вывод: скорлупа тонкая, хрупкая, ломкая, имеет отверстия для того, чтобы птенец развивался. Ему, как и человеку нужен свет и воздух.
Воспитатель: А теперь давайте аккуратно, ложкой разобьем яйцо посередине и выльем на тарелку.
Что же мы видим? Из чего состоит яйцо? (ответы детей).
Что в центре, какой он по цвету? По форме?(ответы детей)
Что вокруг желтка? (ответы детей)
Какой он по цвету? По форме? (прозрачный, жидкий, неопределенной формы)
Можно взять сырое яйцо в руки? (нет, потому что оно жидкое)
Возьмите зубочистки и проткните желток. Что получилось? (желток растекся) Почему? (мы проткнули тоненькую оболочку) (ответы детей)
Дети делают вывод по рисунку — схеме: яйцо состоит из трех элементов (скорлупа — оболочка яйца, белок — густая масса, в центре – желток, покрытый тонкой пленкой).
Физминутка
Мы учёные устали
И со стульев дружно встали.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернём,
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни,
1, 2, 3, 4, 5,
Постучали, повертели,
И на место тихо сели.
А теперь продолжим проводить наши опыты. Проходите за эти столы и присаживайтесь
Опыт №3 «Тонет не тонет»
Воспитатель:Как вы думаете, ребята, яйцо может плавать в воде или оно утонет? Давайте узнаем!
Воспитатель: У вас на столах 2 стакана с водой. В стакан, под цифрой 1, давайте добавим соль и хорошо размешаем ее. Отставляем этот стакан в сторону, чтобы соль лучше растворилась.
Аккуратно опускаем яйцо в стакан, под цифрой 2, этот стакан с обычной водой.
Что мы видим? (ответы детей).
Делаем вывод: в обычной воде яйцо тонет.
А теперь возьмите с тарелки еще одно яйцо и аккуратно опустите его в стакан с соленой водой. Напомните мне, какая цифра на стакане с соленой водой? (1)
Что случилось? (яйцо держится на поверхности воды)
Почему? (ответы детей)
Вывод: яйцо поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли, поэтому оно держится на поверхности. А в обычной воде оно утонуло.
Опыт №4 «Яйцо и газированная вода»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть бутылка с газированной водой. Вы хотите узнать, что произойдет с яйцом, если его опустить в газированную воду?
Тогда помогайте мне. Что мы должны сначала сделать? (Взять стакан, опустить в него яйцо, затем налить пепси и наблюдать, что произойдет)
Воспитатель:Ребята для чего мы проводим этот опыт, что хотим проверить? (что станет с яйцом).
Но для того, чтобы узнать, что произойдет с яйцом нужно время, поэтому я провела этот опыт заранее и сейчас мы посмотрим, что же произошло с яйцом. Хотите увидеть? Ну тогда смотрите (яйцо окрасилось, потемнело, скорлупа растворилась, яйцо стало похоже на мячик).
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (газированная вода разрушает скорлупу, краска остается на поверхности яйца).
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли пить газированную воду? (ответы детей: нет, она разрушит наш желудок, и он будет болеть)
Ну вот и закончилась наша работа в научной лаборатории Цветочного города. Мы, как настоящие ученые, провели опыты, но жители Цветочного города умеют не только работать, но и отдыхать, поэтому теперь я предлагаю вам пройти в мастерскую народных умельцев.
Встаньте ровно, повернитесь, покружитесь, в мастерской все очутитесь.
Вот мы и очутились в мастерской народных умельцев.
Я знаю, что и среди вас есть мастера! Подойдите, пожалуйста, ко мне, посмотрите, на столах лежат яйца из дерева, я предлагаю вам на следующем занятии их раскрасить и подарить жителям Цветочного города.
А сейчас скажите мне, вам понравилось наше путешествие в научную лабораторию Цветочного города? (ответы детей).
Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).
Вы хотели бы туда вернуться еще раз?
Спасибо вам большое, вы сегодня меня порадовали своими знаниями, я вами горжусь!
Трах-бах-тара-рах…(неожиданный звук из компьютера)
Что это? Как будто что –то упало…Ой, кажется я вижу… (воспитатель находит коробку с большим яйцом папье- маше, в котором конфетки)