Исследовательский проект
«Всем на свете нужен дом?»
Величко Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный
Тема проекта
Организация исследовательской деятельности детей в процессе знакомства с жилищами людей и животных.
Проблемное поле проекта
• осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
• приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
Цель
Формирование поисково-исследовательской деятельности в процессе знакомства с жилищами людей и животных,
Задачи
1. Создавать условия для формирования поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Систематизировать представления детей о жилищах людей и животных.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
1.Начать поиск информации о жилищах людей и животных.
2.Пригласить родителей для совместного поиска информации.
3.Создать рисунки, макеты и др., которые будут отражать новые знания.
4.Рассказать в интересной форме о своих поисках.
Описание продукта, полученного в результате проекта
1.Макеты домов
2. Рукописная книга
Вид проекта
Учебный, исследовательский
Состав участников
Дети средней группы (4-5 лет), их родители
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
- Телевизор, ВВК, DVD-диск с мультфильмом «Карлсон, который живёт на крыше»
- Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «Жилища животных»
- Аудиозапись песни «Всем на свете нужен дом»
- Книги, журналы, иллюстрации
Сроки реализации проекта
Один месяц
Этапы проекта
- Мотивационный этап
- Просмотр м/ф «Малыш и Карлсон»
Заинтересовать детей вопросом «У всех ли есть дом?», «Какие дома бывают?»
- Оформление родительского уголка: разместить информационный лист с сообщением о начале данного проекта и приглашением к сотрудничеству.
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Подбор библиотеки.
Продолжать формировать у детей и родителей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, настольных театров, книг, бросового материала.
Создать условия для реализации проекта.
- Проблемно- деятельностный этап
На данном этапе решаются следующие задачи:
развивать двигательные, речевые, сенсорные функции; способность ребенка накапливать опыт путем самостоятельных действий и использовать этот опыт в практических и игровых действиях.
Интеграция образовательных областей
Физическая культура
- Организация подвижных игр («Солнышко и дождик», «Найди свой дом», «Птички в гнёздышках», «Бездомный заяц»)
Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
Развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Безопасность
- Беседа «Безопасность в доме»
Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту и способах безопасного поведения.
Социализация
- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Строители»
Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети).
Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.
Закреплять в игре знания социальных ролей, обязанностей, правил поведения.
Труд
Беседа «Кто построил новый дом?»
Расширять представления о труде взрослых, познакомить с профессией
строителя.
Познание
- НОД «Лесные домишки»
Расширять представления детей о животных, среде обитания. Воспитывать любовь к природе.
- Целевая прогулка по городу
Создать условия для проявления интереса к городской архитектуре, её разнообразию.
- НОД «Заюшкина избушка» (изучение свойств льда и дерева)
Способствовать развитию исследовательской деятельности. Обратить внимание на целесообразность изготовления предмета из определённого материала.
- НОД «Сколько у дома братьев»
Углубить знания детей о традиционных жилищах людей, живущих в разных концах света.
- Конструирование «Дом для любимой игрушки»
Выяснить из личного опыта детей из каких частей состоит дом, применить эти знания при конструировании.
Коммуникация
- Рассматривание книг, иллюстраций составление рассказов о домах сказочных героев.
- Пальчиковая гимнастика «Мы строим дом», «Целый день тук да тук»
- Д /и «Чей дом?», «Сказочный переполох», «Чудесные вещи», «Здания в городе».
Развивать коммуникативные навыки детей, связную речь. Обогащать и активизировать словарь за счёт освоения названий зданий городской архитектуры (Дом быта, Дом культуры, гостиница и т.д.)
Чтение художественной литературы
- Чтение художественной и научно-познавательной литературы о жилищах животных, домах людей, живущих на планете.
- Разучивание стихотворения «Живым существам очень трудно без дома…»
- Чтение сказки «Три поросёнка»
- Знакомство с пословицами и поговорками о доме, отгадывание загадок.
- Тематическая выставка в книжном уголке.
Через произведения детской художественной литературы формировать интерес к данной теме, способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности.
Художественное творчество
- Выставка детских работ в разных видах продуктивной деятельности
1.Аппликация «Будем строить новый дом»
2.Лепка из солёного теста «Дома бывают разные»
3.Рисование (совместно с родителями) «Дом моей мечты»
4.Коллективная лепка «Теремок»
- Конструирование из бросового и природного материала макета дома совместно с родителями.
- Оформление книги «Всем на свете нужен дом»
Способствовать развитию совместного творчества педагога, родителей и детей.
Развивать способность чувствовать, принимать и понимать партнера, учить навыкам взаимодействия. Создавать ситуацию успеха, воспитывать уверенность в себе, формировать устойчивость эмоционально-волевой регуляции поведения.
Музыка
- Разучивание с музыкальным руководителем музыкально-ритмических движений под песню «Всем на свете нужен дом»
Создание эмоционально-психологической атмосферы, интереса к данной теме.
3.Творческий этап
- Оформление книги «Всем на свете нужен дом»
Способствовать развитию совместного творчества педагога, родителей и детей. Формировать интерес к книге.
- Конструирование из бросового и природного материала макета дома совместно с родителями.
Способствовать развитию совместного творчества.
- Презентация проекта «Всем на свете нужен дом?» в виде НОД.
Представить творческий отчёт о проделанной работе.
Форма проведения презентации
НОД «Всем на свете нужен дом?»
Список литературы :
«Дом. Какой он?» Нефедова К.П. Издательство: ГНОМ и Д
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Всем на свете нужен дом?»
Задачи
Развивающие:
1.Учить детей синтезировать полученные знания и применять их на практике.
2.Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, слухоречевую память, мышление.
Коррекционные
1. Формировать механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
2. Учить образовывать от существительных прилагательные.
3. Развивать связную речь.
4. Преодолевать застенчивость, замкнутость, нерешительность.
Воспитательные:
1.Воспитывать любознательность, познавательную активность,
2. Развивать умение общаться, коммуникативные навыки.
Ход образовательной деятельности:
Звучит «космическая» музыка. Потом раздаётся стук в дверь.
(Воспитатель вносит игрушку)
ПЛ.: — Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
В-ль: — Здравствуй, а ты кто? Как тебя зовут?
ПЛ.: — Меня зовут Плутоша, я прилетел с далёкой космической планеты на вашу планету Земля. Познакомился с ребятами, мы весело играли, но потом всех позвали домой. Я захотел узнать, что такое «дом» и зачем он нужен? Мне подсказали, что вы, ребята, всё знаете.
В-ль: — Мы с ребятами проделали большую работу, чтобы узнать, всем ли на свете нужен дом? Садись, Плутоша, посмотри на наш плакат
(Информационная карта, на которой значками дети вместе с воспитателем отмечали этапы работы: просмотр м/ф «Малыш и Карлсон», чтение книг, экскурсия и т.д.), а ребята расскажут как всё было.
— С чего всё началось?
— Что мы делали дальше?
— Чем ещё занимались?
— Куда ходили?
— Что вы делали с родителями? И т.д.
— Ребята, скажите кому нужен дом? (Животным, людям, сказочным героям)
ПЛ.: — Ой, как интересно! А какие дома бывают у сказочных героев?
В-ль: -Сейчас тебе ребята всё расскажут и покажут. (На магнитной доске д/и «Сказочный переполох») (Фото №1Д/и «Сказочный переполох»)
— Вот, посмотри, Плутоша, какие дома у сказочных героев.
Но что-то здесь не так (сказочные герои находятся не у своих домиков)
Ребята, кто видит ошибки, и может их исправить?
(Дети исправляют ошибки, воспитатель задаёт вопросы)
— В каком доме жила Лиса? Как называлась её избушка?
— Почему ты решил, что Карлсон живёт в этом доме?
— Как называлась избушка Бабы Яги?
— Из чего были сделаны дома трёх поросят? И т.д.
В-ль: — В сказке лиса жила в ледяной избушке.
Но на самом деле, животные строят себе другие дома
ПЛ.: — Ух, ты! Расскажите мне!
В-ль: — Давай, Плутоша, поиграем в игру «Чей дом?» (Фото №2 д/и «Чей дом?»)
«Мы по кругу идём и жильцов себе найдём,
Пожалеем: ой, ой, ой. И поселим в домик свой»
(Дети расселяют животных)
ПЛ.: — Кого ты поселил и куда? (Дети отвечают и показывают)
— Мне понравились «лесные домишки». Особенно нора. Вы, наверное, тоже живёте в норе? (нет)
В-ль: — Нет, Плутоша, люди на нашей планете строят себе другие дома.
Эти дома очень разные, и из разных материалов. Вот посмотри. (Фото №3 плакат «Люди на нашей планете строят разные дома»)
— Вот дом из дерева. Какой он? (Деревянный)
— Дом из кирпича, какой? (Кирпичный)
— Дом, в котором много этажей? (Многоэтажный) и т.д.
«Дом может быть низким и многоэтажным
В селе или в городе – это неважно.
Из дерева, камня, бетонный, кирпичный.
Поверь нам, что в нём нам живётся отлично.
ПЛ.: — Я тоже хочу построить себе дом, только вот из чего?
В-ль: — Из чего бы ни был построен твой дом, он обязательно должен быть каким, ребята? (Прочным, уютным, надёжным, тёплым, красивым)
— Посмотри, Плутоша, какие макеты домов сделали ребята вместе с
родителями. Может и тебе захочется сделать себе дом, похожий на один из них.
(Дети защищают свои творческие проекты, рассказывают из чего сделан дом, для кого и как дом называется)
ПЛ.: — Спасибо, ребята! Вы, молодцы! Я всё понял. Полечу на свою
Планету и расскажу своим друзьям! (Звучит музыка)
Слышите, мне пора улетать (дети провожают ПЛ.)