Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ

Мастер-класс для педагогов

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ»

Носкова Виктория Владиславовна,

воспитатель МАДОУ № 28,

г. Мончегорск Мурманской обл.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что дети рождались более здоровыми, крепкими. Не было такого бесчисленного множества врожденных заболеваний, различных патологий, страшных диагнозов.

Даже если рассматривать такой фактор, как уровень иммунитета, то и без статистики очевидно, насколько сильно ухудшилась ситуация за последние время. Нашим детям в современном мире приходится расти и развиваться на фоне угрожающей экологической ситуации, постоянного стресса. Это не может не отражаться как на физическом, так и на психологическом здоровье ребенка.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетенции педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

  Задачи:

  1. Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ, познакомить с методикой проведения;
  2. Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;

Предлагаю вам начать работу с

Игры-кричалки «Да-нет»

— Крикните хором друзья,

Помочь откажетесь мне?  Нет или да?

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать сейчас?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Последнее спрошу у вас:

Активными все будете сейчас?  

С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе»

— Предлагаю Вам выполнить упражнение, которое называется «Шкала ценностей».

— Перед вами шкала от 0 до 6, напишите 6 жизненных ценностей, которые для вас очень важны (например, дружба, здоровье, семья, работа, любовь и др.), отметьте их на шкале, по значимости. Все зачитывают свои жизненные ценности, а ведущий записывает три наиболее часто повторяющиеся. Например, 1 место – здоровье, 2 место — семья и т.д.)

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, и его укрепления;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

— Хочу представить Вашему вниманию те технологии, формы и методы, которые знакомы и используются Вами в работе с детьми, а также предлагаю рассмотреть те, которые, возможно, будут новыми для Вас.

В настоящее время здоровьесберегающие технологии в ДОУ разделяют на три большие группы. Это:

  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии;
  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Технологии обучения здоровому образу жизни

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

1. Утренняя гимнастика. Регулярное (каждодневное) проведение утренней гимнастики постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность.

2. Бодрящая гимнастика. Как комплекс мер, направленных на обучение здоровому образу жизни. Это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна. Можно выполнять эти упражнения на кроватках. Это самомассаж, прогулки по ребристым дощечкам, камням. После таких упражнений проводятся обширные умывания прохладной водой. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

3. Физкультурные занятия. Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.

4. Спортивные развлечения, праздники проводятся в соответствии с учебным планом ДОУ.

Коррекционные технологии

В работесдетьми дошкольноговозраста различают несколько видов коррекционных технологий:

1. Артикуляционная гимнастика

2.  Музыкотерапия;

3. Логоритмика;

4. Цветотерапия;

5. Арт-терапия;

6. Психогимнастика.

1.Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. С детьми, имеющих дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

2. Музыкотерапия — метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

3. Логоритмика. Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость.

4. Цветотерапия. Цветотерапия– это корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

5. Арт-терапия. Арт–терапия является одной из обширнейших областей современной психологической науки и представляет собой метод оказания психологической помощи с использованием творческих занятий (рисования, лепки, игры и др.).

6. Психотерапия. Психотерапия представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Позвольте познакомить Вас с Кинезиологией – наукой о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Что включают в себя комплексы кинезиологических упражнений?

— Дыхательные упражнения;

— Глазодвигательные упражнения;

— Упражнения для развития мелкой моторики;

— Упражнения на релаксацию;

— Динамические паузы;

— Подвижные игры;

Растяжки.

1.Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. Гимнастика для глаз. Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы.

Лабиринт
На плакате нарисованы всевозможные разноцветные спирали, линии и полосы. При помощи указки, я показываю по какой из линий, и в каком направлении следует следить.

3.Пальчиковая гимнастика. Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей, стимулирует развитие пальцев рук.

«Помощники»

    Раз, два, три, четыре,   Мы по суду перемыли:   Чайник, чашку, ковшик, ложку   И большую поварешку.   Мы посуду перемыли:   Только чашку мы разбили,   Ковшик тоже развалился,   Нос у чайника отбился.   Ложку мы чуть-чуть сломали,   Так мы маме помогали.Удары кулачками др. о друга.   Одна ладонь скользит по другой.   Загибают пальчики, начиная с   большого.   Одна ладонь скользит по другой.   Загибают пальчики, начиная с   большого.   Удары кулачками друг о друга.

4. Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц.

Предлагаю выполнить упражнение с мячиком

Ежик в руки мы возьмем,               (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.                         (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,        (подбрасываем вверх  и ловим)

И иголки посчитаем.                      (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол,                    (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                  (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем …                (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем.                   (меняем ручку и тоже катаем мячик)

5. Растяжки.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

“Снеговик”.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды.

6. Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).

Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок.

Самолеты

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.