Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ
Гончарова Елена Геннадьевна,
Столярова Анна Сергеевна,
воспитатели МАДОУ №165
г. Новосибирск
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Актуальность проекта
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к земле, где родился и вырос, привязанность и любовь к родному дому, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.
Патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения: к труженику и результатам его труда; к защитникам Отечества; к государственной символике; к традициям государства; к общенародным праздникам.
Цель: формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников.
Задачи:
— воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развивать интерес к русским традициям и промыслам;
— формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Вид проекта: групповой, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Содержание практической деятельности по реализации проекта:
I этап – подготовительный (сбор и накопление информации)
- подготовка анкеты для родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»;
- разработка перспективного плана по реализации проекта;
- разработка планов НОД;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
- подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
- подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.
II этап – основной (практический)
Праздники и развлечения
В нашем детском саду стало уже хорошей традицией отмечать народные праздники, это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, зависимости деятельности людей от природных условий, цикличности народного календаря.
«День Земли». Проходит в форме квеста. Через этот праздник закрепляем представление детей о том, что Земля наш общий дом, который надо беречь и содержать в порядке. Дети систематизировали свои знания о планете земля, ее просторах. Научились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы (очищали воду, сортировали различный мусор, помогали разным героям в их беде). Учились действовать дружно, быстро, помогая и выручая друг друга. А в конце выпустили в небо экологических голубей.
«Березкины именины». Это приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционный обрядовый праздник, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора.
«День Защитника Отечества». Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». У детей появляется желание быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием разучивают танцевальные композиции связанные с этой тематикой. С большим желанием поют песни «Бравые солдаты», муз. А.Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю.Чичкова. В играх со своими папами, у детей появляется гордость за своего отца, и стремление быть похожим на него.
«Масленица». Один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Дети всю неделю знакомятся с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов. А в конце недели дети участвуют в гулянии, где проявляют свою силу, ловкость. Через этот праздник воспитываем интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии. Праздник дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника.
«День Победы». Несмотря на возраст, дети очень прониклись духом этого праздника. Было организовано шествие «Бессмертный полк» вместе с детьми и их родителями, а позже концерт, где дети исполняли песни и танцы, которые они подготовили совместно с музыкальным руководителем. В процессе реализации этого праздника у воспитанников формируется уважение и гордость к людям, защищавшим нашу Родину от врагов, ветеранам войны, чувство собственного достоинства.
«Иван Купала». Цель этого праздника: повышение интереса к традициям русского народа. Решаются задачи: возрождать интерес к обрядовым русским праздникам; обогащать духовный мир детей; обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала»; вызывать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действие, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала; и конечно воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. А в конце праздника было открытие Аквапарка на территории нашего детского сада.
«День знаний». Задачи этого праздника: создать праздничную атмосферу начало учебного года; настроить детей на общение, позитивные эмоции; воспитывать нравственные чувства: толерантность, доброту, чуткость; развивать коммуникативные способности воспитанников. Создать «зачин» на весь учебный год.
«Осенний праздник». Проводим праздник в русском народном жанре: все дети одеты в русские народные костюмы, пели песни о России, о родной природе, играли в русские народные игры, водили хороводы, читали потешки, загадки, знакомились с народным бытом, утварью, исполняли народные танцы.
Развлечение «Коляда». Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Неотъемлемыми атрибутами праздника является переодевание (ряженье с использованием масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, игры. Детям очень нравится такое развлечение.
Спортивное развлечение на улице «Сильные, смелые, храбрые» Знакомила детей с русскими народными играми и забавами в зимний период, проводила интересные эстафеты, в которых определяли сильных, смелых и храбрых. ( Золотые ворота, Круговые жмурки, Гори ясно; прыжки в мешках, перетягивание каната и т.д.)
Экскурсии
Экскурсии на территории детского сада На территории нашего детского сада имеются мини объекты созданные коллективом детского сада и родителями воспитанников. Дети с удовольствием туда ходят узнать, что-то новое об этих объектах.
Русская изба Мини-музей «Русская изба» был создан в одном из помещений детского сада. Благодаря совместным усилим педагогов и родителей в мини-музее воссоздана обстановка русской избы, передающая дух и атмосферу русского быта. Где проводился цикл занятий по изучению русского быта, русских традиций.
Цикл тематических занятий
Хлеб — всему голова. Для формирования у моих воспитанников бережного отношения к хлебу и уважения к создавшим его людям, был разработан цикл занятий «Хлеб – всему голова». По истечению цикла занятий у детей были сформированы целостные представления о процессе выращивания хлеба, воспитания бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают. Итоговое занятие: дети самостоятельно лепили булочки, которые мы вместе с ними отнесли на кухню, где нам их испекли и дети попробовали продукт своего труда.
Папины беседы. Совместная деятельность с родителями стала одной из помощи для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями моих воспитанников старались научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникшие в жизни. А своим жизненным опытом поделился папа одной из моих воспитанниц (рассказал о своей службе).
Мастерим вместе с папой. Сейчас, к сожалению, не все папы готовы проводить время со своими детьми с пользой. Папа одного из воспитанников провел это время с мальчиками нашей группы не только интересно, но и полезно. Он учил их правильно работать инструментом. Показал, как смастерить кормушку для птиц (мальчики ему помогали). Итог этой работы: кормушка для птиц на участке детского сада; опыт полученный мальчишками работой инструментами и куча положительных эмоций у мальчишек нашей группы и папы воспитанника.
Хочу быть как старший брат. Старший брат одного из воспитанников, который обучается в казачьем кадетском корпусе рассказал детям о своем обучении. Вместе со своим другом показал мальчишкам и девчонкам несколько приемов рукопашной защиты. Пример старшего брата вызывает большое уважение и гордость у детей.
Выездной музей Матрешек. Многие ли из нас знают историю появления матрешки? Что эта за игрушка? Почему она является символом России? Об этом нашим ребятам через интерактивную программу «Матрешкины забавы» рассказали сотрудники районного музея.
Театральна постановка «Сказка о Новосибирске» Где дети еще раз закрепили полученные ранее знания о Новосибирске, но в сказочной форме.
Выставки
Выставка макетов «Достопримечательности Новосибирска и Москвы» Родителям совместно с детьми необходимо было выбрать достопримечательность Новосибирска или Москва и не просто сделать макет, но и рассказать остальным детям интересные факты или историю этого объекта, почему выбрали именно его.
Выставка рисунков «Весна в городе Новосибирске» Рисунки достопримечательностей нашего родного города Новосибирска весной. Работы детей совместно с родителями. Закрепление полученных знаний у детей совместно с родителями.
Фотовыставки
В группе проходят фотовыставки:
-«Наши защитники Отечества»
-«Моя самая любимая, милая… мамочка на свете»
Акции
Кормушки «Покормите птиц зимой» Птицы окружают нас каждый год, приносят людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминают о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи, нам просто необходимо помочь нашим пернатым соседям не погибнуть от голода зимой. Мои воспитанники вместе со своими папами (кто-то с дядей) сделали кормушки, повесили на своем участке детского сада и каждую прогулку подкармливают птиц.
Игры.
Игры нашего двора. Всем известно, что нынешнее поколение – это поколение, которое все свое свободное время проводит за компьютером. Часами дети играют в различные игры в Интернете, иногда даже опасные. Исчезли шумные дворовые компании, забыты скакалки, мячи, городки. А ведь игра — это своеобразный результат освоения и присвоения ребенком социокультурного опыта, результат культурной самоидентификации. Именно в игре возникают основные психологические новообразования и развиваются волевые качества. Цель этой части проекта: передача культурного наследия из поколения в поколение и приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско-родительских отношений.
Сюжетно-ролевые игры как одна из активных форм работы по формированию нравственно-патриотического воспитания, где можно с интересом обыграть любую ситуацию, проблему или просто какой-то сюжет.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиск активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения в игре. Предлагаемые игры дети могут играть во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности.
III этап – заключительный
— викторина «Россия – Родина моя» (участники родители и дети);
— написание проекта и составление презентации;
— распространение опыта работы в данном направлении.
Результат:
— дети стали испытывать гордость за свою страну;
— интересуются историей Родины;
-знают традиции родного народа, символику России, своего края, историю своей малой родины;
— у детей стали более глубокие знания о России, о городе, в котором живут;
— родители стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.