Сценарий родительского собрания
«Проект как метод развития
познавательного интереса у старших дошкольников»
Гаврилюк Анна Владимировна,
воспитатель МБДОУ№ 136,
г. Мурманск
Цель собрания: активное вовлечение родителей в совместную работу по организации проектной деятельности (ПД) детей.
Задачи собрания:
— уточнить и расширить представления родителей о ПД, ее сути и значимости для развития и формирования личности ребенка;
— обсудить с родителями, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в ПД;
— выявить, какие затруднения, с точки зрения родителей, могут возникнуть при подготовке проектов и как их разрешить;
— изучить образовательные и воспитательные возможности семей;
— мотивировать родителей на тесное сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания и образования детей.
Повестка дня:
1.Вводная часть.
2.Особенности развития познавательного интереса детей 5-6 лет.
3. Просмотр и обсуждение презентаций : «Проект –что это?».
4. Время улыбнуться.
5. «Проектная деятельность в семье».
6. Итог собрания.
7. Решение собрания.
Ход собрания:
Воспитатель: Начать нашу встречу мне хочется словами китайской пословицы:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
- Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме развития познавательного интереса дошкольников и проектной деятельности, как методу его реализации. Накануне нашей с вами встречи было проведено анкетирование, которое показало, что у вас имеются вопросы , связанные с представлением о том, что такое проектный метод в доу и какова ваша возможная роль в его реализации. Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи в связи с этим трудно переоценить. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут действовать в целях обучения и развития детей. Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Проектная деятельность отвечает всем современным тенденциям в образовании. Данный вид деятельности направлен на актуальную проблему саморазвития дошкольника. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
- Немного об особенностях развития познавательного интереса детей 5-6 лет.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Проблема развития познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как она отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Ее разработке посвятили свои труды многие ученые: Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания — важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания — основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. Процесс их приобретения также претерпевает существенные изменения, так как познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете, новых сторон, свойств, отношений.
Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. «Возникновение вопроса», — пишет известный психолог С.Л.Рубинштейн, — есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания». В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию.
В целом дошкольный возраст — важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся. Что такое проект? Каковы этапы выполнения проекта?
Возможная роль родителей на каждом этапе проекта?
– на эти вопросы и на многие другие поможет ответить наша с вами встреча. Наше собрание на тему «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством проектного метода».
- Для начала предлагаю вашему вниманию презентацию, которая поможет вам понять, что такое проект в доу и познакомит с этапами работы над проектом. Предлагаю вам делать пометки для себя, чтобы в конце демонстрации ответить на следующие вопросы :
- На какие три вопроса предлагается ответить в начале проекта?
- Какие методы реализации проекта вы запомнили?
- Как вы думаете, какую часть работы над реализацией проекта вы могли бы взять на себя, нужно ли родителям это и если да, то для чего?
Для того, чтобы вам было легче и плодотворнее работать, предлагаю разбиться на три группы , каждая из которых ,после демонстрации ,представит свои варианты ответов.
Просмотр презентации с комментариями воспитателя, ответы родителей, обсуждение.
4. Время улыбнуться: просмотр видео ролика «Неугомонный ребёнок познаёт мир».
5. Воспитатель:Какова же роль родителей в проектной деятельности?
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
- Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
- Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
В нашем детском саду довольно широко применяется проектный метод и вы можете помнить, когда в начале работы над проектом вам на выходные давались задания найти вместе с ребёнком ту или иную информацию и подготовить его к ответу на заранее поставленный вопрос . Выше мы с вами разобрали, что такое проект в доу , как протекает работа над ним, определили вашу роль в данном процессе и что должно получиться в итоге. А сейчас вашему вниманию будет представлена информация , которая поможет , при желании, реализовать ваш собственный совместный с ребёнком проект, где вы вместе , на равных можете включиться в процесс познания окружающего мира, что возможно позволит не только ребёнку, но и вам самим узнать то, чего вы никогда не знали до этого момента.
Демонстрация презентации, ответы воспитателя на вопросы родителей .
6. Итог собрания
Воспитатель: Помните главное ,первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников. Принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.
В заключении могу предложить на выбор темы семейных проектов , среди которых вы выберете то, что интересно вам и вашему ребёнку. Например: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» .Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.
7.Решение:
1.Организовать конкурс семейных проектов по выбранной теме.
2. Время для подготовки -3 месяца.
3. За 2 недели до окончания срока подготовки определить дату защиты семейных проектов.
Анкета для родителей «Проектная деятельность дошкольника»
- Знаете ли вы о сущности проектного метода?..
Да __, Нет ___ Другое _________________________
- Согласны ли вы с тем, что через проектную деятельность у ребенка формируются важнейшие качества личности: целеустремленность, самостоятельность, коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу, познавательный интерес в целом?.
Да __, Нет ___ Другое _________________________
- Как вы считаете, интересно ли вашему ребёнку работать над каким либо проектом?.
Да __, Нет ___ Другое _________________________
- Какие темы проектов интересуют вашего ребёнка, т е, о чём бы он хотел узнать?.
_______________________________________________________
- Считаете ли вы полезной работу над проектом для вашего ребёнка (почему).
Да __, Нет ___ Другое _________________________
- Как вы относитесь к самостоятельному поиску информации своим ребёнком для реализации проекта? (укажите средства поисковой деятельности: литература, посещение музеев, через интернет, беседы с родителями и т. д.) … …
_____________________________________________________
- Есть ли у вас вопросы по проектной деятельности и как ее реализовать со своим ребёнком? (какие)
________________________________________________________
- Готовы ли вы принять участие в реализации проекта с вашим ребёнком самостоятельно?.
- Да __, Нет ___ Другое ____________________________________
- Считаете ли вы необходимым проведение проектной деятельности в условиях д/с? (почему?)
__________________________________________________
СПАСИБО!