Методические рекомендации
«Организация работы с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Резухина Светлана Александровна,
воспитатель МБДОУ№ 136,
г. Мурманск
В последние годы семья в нашей стране претерпевала немало бедствий. Много статей написано о трудностях, деградации современной семьи, о ее распаде, утрате традиционных ценностей. Какие бы социально-экономические катаклизмы не претерпевала семья, какие бы трудности не стояли на ее жизненном пути, никогда не утратит она своего уникального свойства-передать детям не только биологическое «наследство» — генетический код родителей, но и некий «социальный» код; тысячи поколений детей наследуют в семье этот социогеном-коллективный опыт человечества, воплощение его разума и таланта.
В обществе до сих пор отсутствует равномощный в семье источник влияния на растущую личность. Семья обладает мощным дидактическим потенциалом, душевным и духовным запасом, выработанным за тысячелетия своей истории. «Человек следует тому, чему учиться в дому» и еще «Что рожено, то заморожено».
Это не только о врожденных, неизменных качествах человека, а о том, что именно в семье, с молоком матери вливаются в души детей народные песни, предания, традиции; в их детское сознание входят образы родных мест. Все то, что позже сольется в образ Родины.
Семья обладает удивительной способностью: органично, без громких слов воспитывать в детях чувство любви к Родине, к своей земле, чувство, без которого народ превращается в автоматизированное население. Таинство семьи — влиять на детей на уровне подсознания, основной области воспитания. Благодаря своему «золотому запасу», семья продолжает воспитывать детей любовью, милосердием, состраданием, верой в Бога и в силу добра.
Есть у российской семьи еще одна не менее великая миссия-воспитывать поколения людей трудолюбивых, честных, граждански ответственных, любящих свою Родину. Ведь сегодняшние дети-это завтрашний народ, хозяин страны. Кому же воспитывать такой человеческий ресурс, таких людей, которые к любому делу станут относиться с нравственной ответственностью перед обществом и перед своей совестью, как не в семье? Вызовы жизни таковы, что требования к воспитательным возможностям и способностям родителей растут. Семье приходится противостоять экспансии потребительства, материализации и утрате идеалов, круглосуточному влиянию на детей телевизионного балагана и другим зависимостям. В этой ситуации одной только вечной бескорыстной любви к детям недостаточно. Нужны знания по педагогике и возрастной психологии, организации детского досуга, профессиональные навыки помощи детям в критических ситуациях.
Быть родителем всегда нелегко, а сегодня это невероятно трудная задача, которая стоит перед большинством неравнодушных взрослых. Как только в семье появляется ребенок, взрослый тут же автоматически превращается в эксперта по детскому развитию и общению, наставника в области эмоционального самовыражения и морали, посредника в ссорах и конфликтах. Неудивительно, что совершаются ошибки, к детям предъявляются необоснованные требования, окрашенные к тому же сильными чувствами и переживаниями. Так или иначе от родителей ожидают, что они хорошо справятся со своей ролью просто потому, что сами воспитывались своими родителями, учились в школе, а еще потому, что есть рядом умудренные опытом бабушки и дедушки. Родителям нужны дополнительные знания для того, чтобы обрести большую успешность и уверенность, внимательно относиться к интересам своих детей, подключаться к их увлечениям, оказывать положительное воздействие на их поведение. Ошибки в воспитании совершаются не из-за отсутствия любви к детям или ответственности за них, а из-за нехватки «родительских» знаний и умений.
Очень важно педагогам взаимодействовать с родителями. Привлекать к посещению библиотек, музеев. Организовывать следующие мероприятия: «Семейных гостиных»-мастерских по организации семейных праздников; «Семейных кухонь»-мастерских здорового питания и биоэнергетики семьи; «Семейных традиций»; народных праздников; совместных прогулок, походов, развлечений.