Психологические особенности духовно-нравственного развития личности ребенка

Консультация для педагогов

«Психологические особенности духовно-нравственного развития личности ребенка»

 

Пикина Елена Викторовна,

 педагог-психолог МБДОУ № 38,

 г. Заполярный Мурманской обл.

 

Человек – существо духовное. Гармоничное развитие личности предполагает не только развитие физической, интеллектуальной и эмоциональной сфер организма. Это понятие включает в себя также и духовно-нравственный потенциал человека, развитие которого позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, даёт способность ценить красоту и совершенство мира природы и умело взаимодействовать с ним. Все это не дано ребенку в готовом виде от рождения. Это развивается на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму». К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?»

Для выработки у детей взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с детьми, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной системе образования педагог традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.

Духовно-нравственное воспитание – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых.  Особенно эффективно это происходит в игровой деятельности, где одновременно присутствует знакомство с нравственными нормами, духовными традициями и раскрытие их внутреннего смысла.

В группе, на развивающих занятиях в игровой форме можно предложить  детям проблемную ситуацию, из которой каждый ребенок должен найти выход. Таким образом, все вместе можно придти к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие. Дети опытным путем получают знания о взаимосвязи настроения с поступками людей, учатся определять настроение людей, что способствует развитию эмпатии.

Например, в игре «Определи настроение членов семьи» можно показать рисунки с изображением членов семьи в разном настроении и спросить: «Какое настроение у папы, мамы? Почему?» Дети придумывают определенную ситуацию и по настроению членов семьи составляют диалог. После чего в игре «Закончи предложение» мы говорим уже о настроении родных в семье детей. Можно использовать следующие предложения: Мама огорчилась, потому что…; Папа расстроен из-за…; Бабушка посмотрела на меня строго…

Ну, и, конечно, в конце игры необходимо закрепить проделанную работу небольшим наставлением: «Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но, если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящими волшебниками». Как показывает практика, на следующий день или при встрече, дети обязательно делятся своими добрыми поступками.

Формирование нравственных чувств, происходит в игре «Сделай комплимент». Здесь дети выражают чувство доброжелательности друг к другу.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил — хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Также хотелось бы отметить, что воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые педагогами. А это значит, что работе с семьей в духовно-нравственном воспитании необходимо уделять большое внимание. Наша задача – помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные традиции и ценности.

Так, например, можно попросить рассмотреть дома семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек, рассказать о семейных традициях, а в перспективе – составить родовое дерево. Детям доставляет огромное удовольствие рассказывать на занятии о своих родных и близких, особенно прошедших войну.

Родителей можно попросить помочь ребенку составить рассказ о его имени, как выбирали ему имя, рассказать о жизни близкого человека с таким именем, а так же известных в истории или культуре людей.

Приобщая родителей к совместной работе, происходит возрождение духовных ценностей, к сожалению, утраченных в некоторых семьях.

В заключении хотелось бы отметить, духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Все это начинает закладываться в детском саду, а продолжает развиваться на следующей ступени — в школе, при постоянной поддержке семьи.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.