Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Путешествие с капитаном Врунгелем»
для детей старшего возраста логопедической группы
Гриценко Светлана Эдуардовна,
учитель – логопед МБДОУ № 34,
Лёвина Виолетта Геннадьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 34,
г. Мурманск
Цель: Развитие связной речи, автоматизация поставленных звуков; развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движения.
Речевые задачи:
- Расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
- Развитие фонематического слуха.
- Активизация номинативного, предикативного и словаря прилагательных.
- Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.
- Развитие лексико-грамматических категорий.
- Развитие психических процессов.
- Развитие вербальной памяти.
- Коррекция звукопроизношения.
Музыкальные задачи:
- Развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве.
- Работать над дыханием: короткий вдох носом и длинный выдох при произнесении звука «у».
- Озвучивание выдоха при помощи духовых инструментов.
- Ритмично декламировать текст и сопровождать его различными движениями «палочек».
Атрибуты: Яхта, штурвал, якорь, швартовые, компас, карта, бинокль, бинт, карандаш, телефон, тельняшка, стимульный раздаточный материал, фигурки животных севера, кубики с буквами, дудочки, деревянные палочки, карточки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети с воспитателем проходят в зал. Приветствуют гостей.
Игра «Здравствуйте», датская народная мелодия
Под музыку входит капитан Врунгель.
Капитан Врунгель: О! Я вижу приятное общество. Здравствуйте, мои дорогие! Давайте знакомиться. Капитан дальнего плавания — Христофор Банифатьевич Врунгель. Потомственный моряк, а судьба моряка, как вы знаете, полна трудностей и разных приключений. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да, хотим!
Капитан Врунгель: Тогда я вас всех зачисляю в мою команду. Занимайте места на яхте, все готовы к отплытию? Наша яхта носит название «Победа».
(Дети занимают места на корабле).
Капитан Врунгель: Но в морское путешествие надо взять необходимые вещи.
Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Слово называй, первый звук определяй»
Капитан Врунгель: Предлагаю взять в путешествие предмет слово которого начинается на звук [К].
Ребенок: Я в путешествие возьму карту, компас, карандаш……
Капитан Врунгель: Предлагаю взять в путешествие предмет, слово которого начинается на звук [ТЬ].
Ребенок: Я в путешествие возьму телефон, тельняшку……..
Капитан Врунгель: Предлагаю взять в путешествие предмет слово, которого начинается на звук [БЬ].
Ребенок: Я в путешествие возьму бинокль, бинт……….
(Капитан хвалит детей).
Капитан Врунгель: Поднять якорь, отдать швартовые……..
(Под фонограмму «Звуки моря» дети плывут на яхте).
Музыкальный руководитель: Ребята, и я хочу к вам присоединиться. Какое же путешествие без музыки! «Пароход отходит в море, как гудит он на просторе?» Давайте найдем этот звук. Он длинный, протяжный. А каким музыкальным инструментом удобно изображать этот звук «У».
Попевка «Пароход», сл. и муз. М.Л.Лазарева
(1ч.- проигрывают звук «у» на дудочках, 2ч.- молоточками простукивают ритмический рисунок).
Капитан Врунгель (смотрит в бинокль): Вижу землю! Это Африка, жаркий и солнечный континент. Сойти всем на берег!
(Дети выходят с яхты на берег и садятся на ковёр по контуру напоминающий Африку).
Капитан Врунгель: Ребята, вспомним, какие животные живут в жарких странах. Предлагаю поиграть.
Дидактическая игра на развитие вербальной памяти и мышления
«Внимательные ушки»
Ребенок: лев
Ребенок: лев, жираф
Ребенок: лев, жираф, кенгуру
Ребенок: лев, жираф, кенгуру, зебра…….
Капитан Врунгель: Отлично справились с заданием!
(Капитан разглядывает картинки, где у животных перепутаны части тела).
Давайте придумаем этим необычным животным название.
Дидактическая игра на развитие воображения,творчества, умение составлять сложные слова «Назови животное»
Ребенок: Слонолев
Ребенок: Жирафослон
Ребенок: Слонозебра
Ребенок: Тигрообезьяна
Капитан Врунгель: Видно здесь прошёл праздник непослушания, и все животные перепутали хвосты, головы и уши. Давайте разберёмся.
Дидактическая игра на умение подбирать притяжательные прилагательные к существительным «Чья?Чей?Чьё?Чьи?»
Капитан Врунгель: У льва оказались чьи уши?
Ребенок: У льва оказались слоновьи уши. У льва должны быть львиные уши.
Капитан Врунгель: У жирафа оказалась чья голова?
Ребенок: У жирафа оказалась слоновья голова. У жирафа должна быть жирафья голова.
Капитан Врунгель: У тигра оказался чей хвост?
Ребенок: У тигра оказался обезьяний хвост. У тигра должен быть тигриный хвост.
Капитан Врунгель: У зебры оказалось чьё туловище?
Ребенок: У зебры оказалось слоновье туловище. У зебры должно быть зебриное туловище.
(Капитан хвалит детей).
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, кто же здесь сидит. Это же жук! Он принес нам свои песенки и хочет вместе с нами пожжужать. (Дети присаживаются).
Посмотрите, как жук записал свои песенки (рассматривают карточки): здесь и волнообразные линии, и стрелочки вверх-вниз. Так должен двигаться звук. Давайте попробуем изобразить все это движением звука.
Звуко-речевая игра «Жук», Фишкина, модель Боровик
Капитан Врунгель: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть и потанцевать.
Музыкальная композиция «У жирафа пятнышки», Е.Железнова
Капитан Врунгель: Какие вы все музыкальные, ритмичные, весело подпевали и танцевали. Занимайте свои места на яхте! Поднять якорь, отдать швартовые! Держим курс на север! Внимание!
Дидактическая игра на согласование частей речи «Считай и называй». (Капитан смотрит в бинокль, затем передаёт его ребёнку).
Капитан Врунгель: Внимание! Один полярный волк
Ребенок: Пять полярных волков
Капитан Врунгель: Внимание! Один белый медведь
Ребенок: Пять белых медведей
Капитан Врунгель: Внимание! Один клыкастый морж
Ребенок: Пять клыкастых моржей
Капитан Врунгель: Внимание! Один пятнистый тюлень
Ребенок: Пять пятнистых тюленей
Капитан Врунгель: Вижу айсберг! Сойти всем на берег!
(Обращает внимание на айсберг, на грани которого фигурки животных, их нужно распределить по зонам, учитывая среду обитания).
Капитан Врунгель: Ребята, посмотрите, как много животных, а все ли животные могут жить на севере? Давайте назовём и расскажем только о тех, кто живёт в северных широтах.
Дидактическая игра на развитие активного словаря прилагательных, глагольного «Подбери слова»
Ребенок: Морж (клыкастый, усатый, ластоногий, ныряет, плавает, рычит.
Ребенок: Полярный волк (серо-белый, зубастый, голодный, злой, охотится, воет, рыщет).
Ребенок: Тюлень (пятнистый, усатый, ловкий, тяжёлый, охотится, ныряет, плавает).
Ребенок: Северный олень (рогатый, длинноногий, короткохвостый, быстрый, бегает, пасётся, возит).
Ребенок: Песец (длиннохвостый, пушистый, быстрый, бегает, прячется, охотится).
(Дети плывут на корабле, слушают фонограмму «Звуки моря»).
Капитан Врунгель: Вижу остров, но на карте этого острова нет! Но ничего, значит мы с вами будем первооткрывателями. Сойти всем на берег!
(Капитан находит письмо).
Капитан Врунгель: «Вы сможете покинуть остров только тогда, когда выполните мои задания. Царь морей НЕПТУН»
(Капитан зачитывает первое задание)
Дидактическая игра на развитие слоговой структуры слова «Телеграф»
Капитан Врунгель: Определить сколько слогов в слове: корабль, якорь, шторм, штурвал.
Капитан Врунгель: Молодцы, с первым заданием вы справились!
Дидактическая игра развитие синтеза и анализа « Составь слово»
Капитан Врунгель: Нужно из кубиков составить слово.
(Дети из кубиков составляют слово «ПОБЕДА»).
Дидактическая игра на развитие звукобуквенного анализа и синтеза «Собери слова из кубиков»
Капитан Врунгель: Ура! Вы отлично справились с заданием, какое совпадение наша яхта называется «ПОБЕДА». Команда, занять свои места, полный вперёд!
Музыкальный руководитель: Предлагаю на корабле поиграть с нашими любимыми палочками.
Игра «Палочкины песенки», авторская
1.Обыгрывание стихотворения «Вы скачите палочки» — с песенной импровизацией.
2.Придумывание своего ритмического рисунка – а все повторяют.
Упражнение на качание с ритмизацией текста
Все: Качает пароход волна
Туда-сюда, туда-сюда.
Качает пароход плывет,
Вот остановка! Стоп!
(Капитан замечает за бортом бочку. Поднимают её на борт яхты, в ней «заморочки» из бочки).
Дидактическая игра на развитие логического мышления, памяти, воображения, активизация словарного запаса «Заморочки из бочки»
(Дети могут отвечать хором).
Капитан Врунгель: Жираф-жирафёнок Медведь -………
Капитан Врунгель: Медведь-лапы Олень -………
Капитан Врунгель: Тюлень -ласты Слон -………
Капитан Врунгель: Волк — волчий Тигр -………
Капитан Врунгель: Зебра — полоски Жираф -………
Капитан Врунгель: Внимание! Наша яхта приплыла в родной порт! Сойти всем на берег!
(Капитан показывает карту и предлагает проследить путешествие).
Дидактическая игра на развитие глагольного словаря
«Путешествие на яхте»
(Капитан разворачивает карту, на которой указан маршрут яхты красной линией).
Капитан Врунгель: На яхте мы от Мурманска (что сделали?)
Ребенок: Отплыли.
Капитан Врунгель: На яхте по океану (что сделали?)
Ребенок: Поплыли.
Капитан Врунгель: На яхте к Африке (что сделали?)
Ребенок: Приплыли.
Капитан Врунгель: На яхте океан (что сделали?)
Ребенок: Переплыли.
Капитан Врунгель: На яхте к Мурманскому порту (что сделали?)
Ребенок: Доплыли.
(Капитан оценивает ответы детей).
Капитан Врунгель: Отличное путешествие! Вы показали свои знания, проявили смекалку!
(Капитан подводит итоги путешествия, дети получают медали с надписью «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ», капитан прощается с детьми).