Морское путешествие

Конспект интегрированного занятия

«Морское путешествие»

для детей с ТНР

 старшей группы комбинированной направленности

 

 Грань Ольга Михайловна,

 музыкальный руководитель МБДОУ № 7,

Михайлова Светлана Зиновьевна,

воспитатель МБДОУ № 7,

п.г.т. Никель Мурманской обл.

 

Цель: интегративный подход в развитии конструктивных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

 Задачи:

Коррекционно — образовательные:

1. продолжать знакомить детей с классической музыкой; побуждать высказываться о характере музыки, содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса;

2. формировать умение строить по предложенной схеме, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;

3. закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, пропорций; закреплять математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;

4. сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;

5. формировать коммуникативные навыки, способствовать развитию самоконтроля и самооценки;

6. развивать связную речь детей.

Коррекционно — развивающие:

1. развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление;

2. развивать мелкие мышцы кистей рук (моторику) при работе с конструктором;

3. развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

Коррекционно — воспитательные:

1. воспитывать культуру восприятия музыки;

2. воспитывать чувство коллективизма, активности, умение работать индивидуально  и  в команде, уверенности;

3. воспитывать нравственно-волевые качества личности и эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность;

4. воспитывать уважение к своему и чужому труду.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разных рыб, работа детей с LEGO – конструктором, слушание музыкальных произведений.

Приоритетные образовательные области:

— «Художественно-эстетическое развитие» — конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность;

— «Социально – коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Оборудование: аудиозапись «Шум моря», две шкатулки,  картинки с изображением: трактора,  паровоза, чайника, волны, скрипки,  трубы, балалайки, птички, поющей девочки; портрет композитора Римского – Корсакова, аудиозапись  «Море» Римского – Корсакова; модули для конструирования корабля, ткань для изображения моря, морские ракушки, картинки с изображение рыб, образец – схема (большая)  постройки рыбки, образцы — схемы постройки рыб по количеству детей, наборы конструктора Легопо количеству детей, проектор, компьютер, видеофильм — зарисовка «Подводный мир».

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в  музыкальный зал.

Музыкальный руководитель приветствует детей распевкой «Здравствуйте» (дети отвечают распевкой на приветствие музыкального руководителя).

Включается аудиозапись «Звуки вокруг нас».

Музыкальный руководитель: Ребята, что вы услышали? (Звук трубы, как мычит корова, скрипит дверь, звонит звонок и др.). Нас окружает множество звуков. Среди этого множества наиболее неприятными звуками являются звуки громкие, резкие, назойливые, например, грохот, стук, лязг.  Такие звуки мы называем шумом. От шума мы устаем, у нас болит голова и портится настроение. Однако в природе существуют шумы, которые человек слушает с большим удовольствием. Например, журчание ручейка, щебет птиц  или шорох листьев… Один из таких шумов мы сейчас послушаем.

Аудиозапись «Шум Моря»

Музыкальный руководитель: Что вы услышали? Он приятный или не очень? Громкий или тихий? (Ответы детей)

 Музыкальный руководитель: Какое у него настроение? Как он действует на ваше здоровье? (Ответы детей)

Воспитатель: Даже усталый человек, если он оказывается  на берегу моря, сразу начинает ощущать, как наступает спокойствие, мир и тишина.

Воспитатель: Давайте произнесем несколько раз звук «ш». Сначала с усилением динамики – это волна набежала из моря и подбирается к нам, затем – с ослаблением, словно волна отхлынула обратно.

Месяц землю серебрит,

Все спокойно, море спит.

Музыкальный руководитель:  Ребята, каждый звук может быть музыкой. Надо только постараться ее услышать.

У музыки звуки особые –

Поющие, ясные, чистые, лучистые и серебристые,

Прозрачные, будто хрустальные, мелодичные и музыкальные.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Две шкатулки». Это шкатулки необычные, в них будут храниться звуки.  В одну шкатулку необходимо спрятать шумы, а в другую — поместить мелодические звуки. Дети рассматривают картинки  и решают, в какую шкатулку их необходимо положить. (Картинки:  трактор, паровоз, чайник, волна, труба, балалайка, птичка, поющая девочка, скрипач  играет на скрипке).  После того, как все картинки будут разложены по шкатулкам, предложить детям пофантазировать и сказать, какой звук должен звучать, если открыть ту  или иную шкатулку.

Музыкальный руководитель: Музыкальные звуки тем и отличаются от шумов, что могут рассказать не только о себе, но и о чем-то очень интересном.

 А теперь я предлагаю послушать музыку, которая называется «Море». Сочинил  ее композитор Римский-Корсаков (слайд —  портрет композитора). Он очень любил природу, хорошо  знал и чувствовал её, смог изумительно передать её красоту в музыке.

Аудиозапись «Море» Римского – Корсакова.

Музыкальный руководитель: Каким вы услышали море? Скажите, одинаковое ли море всегда? (ответы детей)

Словарь, характеризующий эмоционально — образное содержание музыки: тревожная, хмурая, беспокойная, грозная, серьезная, взволнованная.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы бы не побоялись отправиться в путешествие по такому беспокойному морю? (Ответ детей.) Я бы тоже не побоялась, если бы у нас был надежный корабль и отважный капитан.

Энергично входит капитан (воспитатель)

Я отважный капитан, я объездил много стран.

В этих странствиях не раз я плавал по волнам.

А где ваш корабль, на котором мы отправимся  в путешествие?

Музыкальный руководитель: К сожалению, его у нас нет.

Капитан: Не беда, мы его сейчас быстро построим. Полундра! Приступаем к постройке корабля.

Постройка корабля из модулей.

Капитан: К причалу подан наш корабль, мы вместе поплывем вперед.

Отправимся мы по морям, сегодня здесь, а завтра там.

Музыкальный руководитель:

Наш корабль готов отплыть,

Без матросов как тут быть?

Капитан:

Без матросов никуда,

Эй, матросы, все сюда! (Дети и капитан заходят на корабль, звучит звук рынды)

Логоритмическая игра «Капитан»

Я на мостике стою

Я биноклю в руках держу.

Волны плещутся слегка

Качка тихая пока.

Волны сильными вдруг стали

И от качки все упали!

За канат держусь я крепко,

Вдруг сорвало ветром кепку.

Я ловить рукою стал

Чуть с мосточка не упал.

Капитан: Все ребята устояли, ветра, волн не испугались?

Капитан: Хорошо рука в руке плыть по морю, по реке,

Ну, а с доброй нежной песней

Плыть намного интересней.

Песня «Ты, плыви, кораблик, плыви»

Капитан: Мы плывем по морям, сегодня – здесь, а завтра там.

Капитан (смотрит вдаль): Ребята, как много рыб в море, они плавают целыми косяками.  На экране  видео «Подводный мир».  (Плавают разные рыбки). Давайте тоже сделаем рыбок и выпустим их в море? (Ответы детей).

Капитан: причалить корабль к берегу! (Звучит звук рынды, дети и капитан сходят с корабля и подходят к столам, на котором лежат контейнеры с набором конструктора Лего, схемы постройки рыбы для каждого ребенка).

Капитан: Давайте рассмотрим рыбок! Скажите, из каких основных частей состоит тело рыбки?

Дети: голова,  туловище, плавники, хвост.

Капитан:  Кто может сказать о размерах этих частей? (ответы детей)

 Какие детали конструктора нам понадобятся для того, чтобы сделать наших рыбок?

 «Образец и схема постройки рыбки»

рыба

Дети: крупные кирпичики с 8-ю кнопочками, средние – с 4-ю кнопочками и маленькие кубики – с 2-мя кнопочками.

Капитан: Правильно, тело нашей рыбки — самое большое, оно состоит из крупных деталей кирпичиков с 8-ю кнопочками; (показать детали конструктора), одного или двух цветов; с добавлением для симметричности средних кирпичиков с 4-мя кнопочками (показать) для того, чтобы получилась округлая форма тела — сплющенная и обтекаемая. Плавники двух размеров — сверху большой,  а снизу — маленький; обеспечивают устойчивое движение рыб в воде. Хвост  большой и раздвоенный; его мы делаем из маленьких кубиков с 2 — мя  кнопочками (показать).

Капитан: Ребята,  как вы думаете,  почему почти все рыбки разноцветной окраски? Для чего она (окраска) нужна рыбкам?

Дети: Пестрая окраска рыб делает их незаметными, помогает укрываться от врагов и нападать на добычу, которая проплывает мимо них.

Капитан: Правильно.

Капитан: А сейчас, перед началом работы, мы немного разогреем наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,          (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть.                 изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,          (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.           (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,            (Снова изображают,

                                                     как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.             (Делают хватательное

                                                      движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,        (Снова «плывут».)

Рыбка быстро уплыла.

Продуктивная деятельность (5 мин)

Капитан:  А теперь давайте поработаем! Каждый из Вас построит свою рыбку, помогут вам  справиться с заданием наглядные схемы, которые лежат под каждым контейнером. Посмотрите на них.

Чудо – мастера принимайтесь за дела,

вы кирпичики берите и Лего – рыбок соберите.

Дети выполняют работу, опираясь на образец и собственный опыт.

Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным.

Капитан: Задание выполнено, приступаем к заселению нашего моря (дети выпускают рыбок в море).

Капитан:  Вам понравились рыбки, которые мы выпустили в море? Испытывали  вы трудности при конструировании рыбок? Какой материал мы использовали для поделок?  (ответы детей.)

Капитан:  Вы все молодцы! Спасибо за хорошую и дружную работу!

Капитан: Пришло время возвращаться в детский сад (дети садятся на корабль, звучит звук рынды). Полный вперед! Внимание! Вижу землю и наш детский сад. Наше путешествие на корабле благополучно завершается!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.