Путешествие с капитаном Врунгелем

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие с капитаном Врунгелем»

для детей старшего возраста логопедической группы

 

Гриценко Светлана Эдуардовна,

учитель – логопед  МБДОУ № 34,

Лёвина Виолетта Геннадьевна,

музыкальный руководитель  МБДОУ № 34,

  г. Мурманск

 

Цель: Развитие связной речи, автоматизация поставленных звуков; развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движения.

Речевые задачи:

  • Расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Активизация номинативного, предикативного и словаря прилагательных.
  • Закрепление звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Развитие лексико-грамматических категорий.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие вербальной памяти.
  • Коррекция звукопроизношения.

Музыкальные задачи:

  • Развивать внимание и умение ориентироваться в пространстве.
  • Работать над дыханием: короткий вдох носом и длинный выдох при произнесении звука «у».
  • Озвучивание выдоха при помощи духовых инструментов.
  • Ритмично декламировать текст и сопровождать его различными движениями «палочек».

Атрибуты: Яхта, штурвал, якорь, швартовые, компас, карта, бинокль, бинт, карандаш, телефон, тельняшка, стимульный раздаточный материал, фигурки животных севера, кубики с буквами, дудочки, деревянные палочки, карточки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети с воспитателем  проходят в зал.  Приветствуют гостей.

 Игра «Здравствуйте», датская народная мелодия

Под музыку входит  капитан  Врунгель.

Капитан Врунгель: О! Я вижу приятное общество. Здравствуйте, мои дорогие! Давайте знакомиться. Капитан дальнего плавания — Христофор  Банифатьевич Врунгель. Потомственный моряк, а судьба моряка, как вы знаете, полна трудностей и разных приключений. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие?

Дети: Да, хотим!

Капитан Врунгель: Тогда я вас всех зачисляю в мою команду. Занимайте места на яхте, все готовы к отплытию? Наша  яхта носит название «Победа».

(Дети занимают места на корабле).

Капитан Врунгель: Но  в морское путешествие надо взять необходимые вещи.

Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Слово называй, первый звук определяй»

Капитан Врунгель: Предлагаю взять в путешествие предмет слово которого начинается на звук [К].

Ребенок: Я в путешествие возьму карту, компас, карандаш……

Капитан Врунгель: Предлагаю взять в путешествие предмет, слово которого начинается на звук [ТЬ].

Ребенок: Я в путешествие возьму телефон, тельняшку……..

Капитан Врунгель: Предлагаю взять в путешествие предмет слово, которого начинается на звук [БЬ].

Ребенок: Я в путешествие возьму бинокль, бинт……….

(Капитан хвалит детей).

Капитан Врунгель: Поднять якорь, отдать швартовые……..

(Под фонограмму «Звуки моря»  дети плывут на  яхте).

Музыкальный руководитель: Ребята, и я хочу к вам присоединиться. Какое же путешествие без музыки! «Пароход отходит в море, как гудит он на просторе?» Давайте найдем этот звук. Он длинный, протяжный. А каким музыкальным инструментом удобно изображать этот звук «У».

Попевка «Пароход», сл. и муз. М.Л.Лазарева

(1ч.- проигрывают звук «у» на дудочках, 2ч.- молоточками простукивают ритмический рисунок).

Капитан Врунгель (смотрит в бинокль): Вижу землю! Это Африка, жаркий и солнечный континент. Сойти всем на берег!

(Дети выходят с яхты  на берег и садятся на ковёр по контуру напоминающий Африку).

Капитан Врунгель: Ребята, вспомним, какие животные живут в жарких странах. Предлагаю поиграть.

Дидактическая игра на развитие  вербальной памяти и мышления

«Внимательные ушки»

Ребенок: лев

Ребенок: лев, жираф

Ребенок: лев, жираф, кенгуру

Ребенок: лев, жираф, кенгуру, зебра…….

Капитан Врунгель: Отлично справились с заданием!

(Капитан разглядывает картинки, где у животных перепутаны части тела).

Давайте придумаем этим необычным животным название.

Дидактическая игра на развитие воображения,творчества, умение составлять сложные слова «Назови животное»

Ребенок: Слонолев

Ребенок: Жирафослон

Ребенок: Слонозебра

Ребенок: Тигрообезьяна

Капитан Врунгель: Видно здесь прошёл праздник непослушания, и все животные перепутали хвосты, головы и уши. Давайте разберёмся.

Дидактическая игра на умение подбирать притяжательные прилагательные к существительным   «Чья?Чей?Чьё?Чьи?»

Капитан Врунгель: У льва оказались чьи уши?

Ребенок: У льва оказались слоновьи уши. У льва должны быть львиные уши.

Капитан Врунгель: У жирафа оказалась чья голова?

Ребенок: У жирафа оказалась слоновья голова. У жирафа должна быть жирафья голова.

Капитан Врунгель: У тигра оказался чей хвост?

Ребенок: У тигра оказался обезьяний хвост. У тигра должен быть тигриный хвост.

Капитан Врунгель: У зебры оказалось чьё туловище?

Ребенок: У зебры оказалось слоновье туловище. У зебры должно быть зебриное туловище.

(Капитан хвалит детей).

Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, кто же здесь сидит. Это же жук! Он принес нам  свои песенки и хочет вместе с нами пожжужать. (Дети присаживаются).

Посмотрите, как  жук записал свои песенки (рассматривают карточки): здесь и волнообразные линии, и стрелочки вверх-вниз. Так должен двигаться звук. Давайте попробуем изобразить все это движением звука.

Звуко-речевая игра «Жук», Фишкина, модель Боровик

Капитан Врунгель: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть и потанцевать.

Музыкальная композиция «У жирафа пятнышки»,  Е.Железнова

Капитан Врунгель: Какие вы все музыкальные, ритмичные, весело подпевали и танцевали. Занимайте  свои места на яхте! Поднять якорь, отдать швартовые! Держим курс на север! Внимание!

Дидактическая игра на согласование частей речи «Считай и называй». (Капитан смотрит в бинокль, затем передаёт его ребёнку).

Капитан Врунгель: Внимание! Один полярный  волк

Ребенок: Пять полярных волков

Капитан Врунгель: Внимание! Один белый медведь

Ребенок: Пять белых медведей

Капитан Врунгель: Внимание! Один клыкастый морж

Ребенок: Пять клыкастых моржей

Капитан Врунгель: Внимание! Один пятнистый тюлень

Ребенок: Пять пятнистых тюленей

Капитан Врунгель: Вижу айсберг! Сойти всем на берег!

(Обращает внимание на айсберг, на грани которого  фигурки животных, их  нужно распределить по зонам, учитывая среду обитания).

Капитан Врунгель: Ребята, посмотрите, как много животных, а все ли животные могут жить на севере? Давайте назовём и расскажем только  о тех, кто живёт в северных широтах.

Дидактическая игра на развитие активного словаря прилагательных, глагольного «Подбери слова»

Ребенок: Морж (клыкастый, усатый, ластоногий, ныряет, плавает, рычит.

Ребенок: Полярный волк (серо-белый, зубастый, голодный, злой, охотится, воет, рыщет).

Ребенок: Тюлень (пятнистый, усатый, ловкий, тяжёлый, охотится, ныряет, плавает).

Ребенок: Северный олень (рогатый, длинноногий, короткохвостый, быстрый, бегает, пасётся, возит).

Ребенок: Песец (длиннохвостый, пушистый, быстрый, бегает, прячется, охотится).

   (Дети плывут на корабле, слушают фонограмму «Звуки моря»).

Капитан Врунгель: Вижу остров, но на карте этого острова нет! Но ничего, значит  мы с вами будем первооткрывателями. Сойти всем на берег!

 (Капитан  находит письмо).

Капитан Врунгель: «Вы сможете покинуть остров только тогда, когда выполните мои задания. Царь морей  НЕПТУН»

 (Капитан зачитывает  первое задание)

Дидактическая игра на развитие слоговой структуры слова «Телеграф»

Капитан Врунгель: Определить сколько слогов в слове: корабль, якорь, шторм, штурвал.

Капитан Врунгель: Молодцы, с первым заданием вы справились!

Дидактическая игра развитие синтеза и анализа « Составь слово»

Капитан Врунгель: Нужно из кубиков составить слово.

(Дети из кубиков составляют слово «ПОБЕДА»).

Дидактическая игра на развитие  звукобуквенного анализа и синтеза «Собери слова из кубиков»

Капитан Врунгель: Ура! Вы отлично справились с заданием, какое совпадение наша яхта называется «ПОБЕДА». Команда, занять свои места, полный вперёд!

Музыкальный руководитель: Предлагаю на корабле поиграть с нашими любимыми палочками.

Игра «Палочкины песенки», авторская

1.Обыгрывание стихотворения «Вы скачите палочки» — с песенной импровизацией.

2.Придумывание своего ритмического рисунка – а все повторяют.

Упражнение на качание с ритмизацией текста

Все: Качает пароход волна

        Туда-сюда, туда-сюда.

        Качает пароход плывет,

        Вот остановка! Стоп!

(Капитан замечает за бортом бочку. Поднимают её на борт яхты, в ней «заморочки»  из бочки).

Дидактическая игра на развитие логического мышления, памяти, воображения, активизация словарного запаса «Заморочки из бочки»

(Дети могут отвечать хором).

Капитан Врунгель: Жираф-жирафёнок        Медведь -………

Капитан Врунгель: Медведь-лапы                Олень -………

Капитан Врунгель: Тюлень -ласты               Слон -………

Капитан Врунгель: Волк — волчий                 Тигр -………

Капитан Врунгель: Зебра — полоски               Жираф -………

Капитан Врунгель: Внимание! Наша яхта приплыла в родной порт! Сойти всем на берег!

(Капитан показывает карту и предлагает проследить путешествие).

Дидактическая игра на развитие глагольного словаря  

«Путешествие на яхте»

(Капитан разворачивает карту, на которой указан маршрут яхты красной линией).

Капитан Врунгель: На яхте мы от Мурманска (что сделали?)

Ребенок: Отплыли.

Капитан Врунгель: На яхте по океану (что сделали?)

Ребенок: Поплыли.

Капитан Врунгель: На яхте к Африке (что сделали?)

Ребенок: Приплыли.

Капитан Врунгель: На яхте океан (что сделали?)

Ребенок: Переплыли.

Капитан Врунгель: На яхте к Мурманскому порту  (что сделали?)

Ребенок: Доплыли.

(Капитан оценивает ответы детей).

Капитан Врунгель: Отличное путешествие! Вы показали свои знания, проявили смекалку!

(Капитан подводит итоги путешествия, дети получают медали с надписью «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ», капитан прощается с детьми).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.