Сценарий логопедического квеста
«Путешествие в город Правильной речи»
для родителей и детей подготовительной группы
Чабушева Марина Александровна,
учитель-логопед,
Чекунова Елена Александровна,
старший воспитатель,
МБДОУ № 7,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: формирование совместной работы учителя логопеда и родителей, по развитию речи воспитанников подготовительной группы.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания, полученные на занятиях, демонстрация детьми результатов, достигнутых по всем компонентам устной речи. Закреплять чёткое произношение ранее изученных звуков. Совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, выполнять поставленную задачу, развивать диалогическую речь.
Развивающие: развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность. Развивать общую моторику и общие речевые навыки (голос, выразительность речи). Развивать навыки самоконтроля за речью.
Воспитательные: воспитывать умение детей взаимодействовать с родителями в командных играх. Создать у детей и родителей эмоционально-позитивный настрой. Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке.
Место проведения: музыкальный зал МБДОУ №7 г. Апатиты
Ответственные: учитель-логопед
Предварительная работа:
игры и упражнения на закрепление знаний детей о структуре речи
Оборудование и материалы: костюмы Бабы Яги, принцессы; мультимедийная аппаратура;
Фонограммы:
- Eurovision Прелюдия к Te Deum Марка Антуана Шарпантье.
- Lady Gaga «Bad Romance» (фрагмент).
- Музыка из мультфильма «По дороге с облаками».
- Музыка для флешмоба: «Я рисую солнце».
- Музыка «волшебная».
- Музыка «Превращение».
Слайды: Город правильной речи, Вежливые слова, Фонтан речи, Площадь слова, знак STOP, Фейс-фитнес клуб, Музыкальная площадь, Проспект рифмы, Бульвар пяти ответов.
Раздаточный материал:
- Ноутбук, интерактивная доска.
- Большой ключ.
- Карточки-картинки, на закрепление и дифференциацию звуков [С], [С’].
- Игрушки, в названиях которых 1 или 2 слога (по 8-10 шт.), бубен.
- 2 зеркала, 9*12, распечатанные изображения упражнений по артикуляционной гимнастике (улыбка-трубочка, иголка-блинчик, чашечка, маляр, парус, горка, ступеньки, часы, качели, заводим моторчик).
- Две корзины –буквы П и Б, 10 мячей.
- Детям сладкие призы-поощрения, за активную работу.
- Зеркало большое, на ножке.
Предполагаемый результат:
у воспитанников закреплены знания, полученные в организованной деятельности по активизации знаний детей о структуре речи. Сформирован навык чёткого произношения ранее изученных звуков. Дети владеют умениями вслушиваться в обращенную речь, выполняют поставленную задачу.
Ход деятельности:
(под музыку «Евровидение» входит мэр города – ведущий)
Слайд: Город правильной речи — Приложение 1)
Ведущий (Мэр города): Добрый вечер, уважаемые родители и дети!
Я-мэр города Правильной речи. И, сегодня, вы-мои гости.
Жители города Правильной речи разговаривают красиво и грамотно. А, если, у кого-то не получается-мы научим!
У нас есть еще один гость, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же её…(Баба Яга).
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду триста лет.
Там, на неведомых дopoжках,
Дом её на курьих ножках. (Баба-Яга)
(Выходит Баба Яга — фрагмент музыкальной композиции из песни Lady GAGA)
Баба Яга: Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Кто это ко мне пожаловал? Или я пожаловала?
Это пенсионный фонд? (Нееет)
А, может, аэропорт? (нееет)
Или вокзал? (нееет)
(обращаясь к мэру) Где-то дети шумят.
Это что –Детский сад?
Город Апатиты? Проспект Сидорено 24?
Ведущий: Да, адрес верный. Здравствуй, Бабушка Яга! Мы приветствуем тебя в Городе правильной речи детского сада № 7.
Я- МЭР этого города.
Баба Яга: Ааааа, Вы то мне и нужны!
Я ведь злая и вредная, вот! А злая я потому, что заколдованная!
А хочу стать прекрасной принцессой! Но у меня ничего н получается!
Ведущий: Я знаю, Яга, как тебе помочь. В нашем городе есть волшебное зеркало. Если посмотришь в него, произнесешь заклинание-произойдет ЧУДО! А, чтобы добраться до зеркала, надо пройти разные испытания.
Баба Яга: Ребята, поможете мне пройти эти испытания? Как же нам попасть в этот, ваш, город?
Дети: ДА!
Ведущий: Очень просто! Тебе нужен ключ! Вот этот!(показывает ключ). Попроси его у меня… ВЕЖЛИВО.
Баба Яга: Дай мне ключ. БЫСТРО!
Ведущий: Ребята, разве это вежливо? (предполагаемые ответы детей: Нет.)
Слайд: вежливые слова (Приложение 2)
Баба Яга: А, как правильно? Помогите! (предполагаемые ответы детей)
Поиграйте, тогда, со мной в игру «Пожалуйста». Вы будете выполнять мои просьбы, если я скажу слово «пожалуйста». Будьте внимательны. Итак, начинаем: Руки вверх. Пожалуйста, руки вниз. Руки назад. Присесть. Правая рука вверх, пожалуйста. Пожалуйста, руки вперёд и т.д..
— Молодцы! Но всё равно я еще злющая.
Ведущий: Молодцы! Вот вам ключ. Теперь вы можете отправится в путешествие по городу Правильной речи. Он укажет вам дорогу, после волшебных слов:
Ключик, ключик, покружи,
Нам дорогу покажи!
(Слайд: мигает стрелка по направлению к площади слова — Приложение 3)
Идут под МУЗЫКУ «По дороге с облаками»
Баба Яга: Посмотрите, ребята, куда это мы пришли?
Площадь Слова (ИКТ: площадь Слова)
Конверт № 1 Игровое упражнение «Фонтан речи».
(ИКТ: анимация фонтан)
Приложение 4: ярусы фонтана: звук-слог-слово-предложение-речь:
Задача:Ответить на вопросы. Если ответ правильный, то воспитатель(ИО) показ0ывает зеленый сигнал, если –нет, то красный!
Итак, поехали:
- Из чего
состоит наша речь?
- Из чего состоит предложение?
- Из чего состоит слово?
- На что делятся слова?
- Какими бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какими бывают согласные звуки?
- Как обозначаются звуки на письме?
- Чем отличается буква от звука?
Баба Яга: Молодцы! Вы справились! Ключ, покажи нам дорогу. (крутит над головой ключ)
Ключик, ключик, покружи,
Нам дорогу покажи!
Идут под МУЗЫКУ «По дороге с облаками»
(ИКТ: стрелка на Ёлку: приложение 5)
Конверт № 2. Игровое упражнение «Место звука в слове».
(2 команды, 2 коробки, карточки со словами, в которых есть звуки [С] или [С’], разложены на столе или рассыпаны на полу).
Задача: Выбрать слова, в которых есть звуки [С] или [С’], из предложенных картинок.
Баба Яга: Я прямо чувствую, как становлюсь добрее, с каждым правильно произнесенным словом, звуком.
Отправляемся дальше.
Ключик, ключик, покружи,
Нам дорогу покажи!
(Идут под музыкальный фрагмент песни «По дороге с облаками»)
(ИКТ: знак STOP — Приложение 6)
Конверт № 3. Игровое упражнение «Стоп. Стойте. Остановись!»
Задача: разделение игрушек на две группы, по количеству слогов в названии (1,2).
Пока звучит бубен вы ходите и считаете слоги в названиях игрушек, как только я произнесу «Стоп!», вы останавливаетесь у игрушек, где один слог, «стойте!» -2 слога.
Баба Яга: Я становлюсь более умной и красивой на глазах (крутит ключ).
Ключик, ключик, покружи,
Нам дорогу покажи!
(ИКТ: стрелка на Фейс-фитнес клуб — Приложение 7)
Фейс-фитнес- клуб по артикуляционной гимнастике «Язычок-качок»
Конверт № 4. Игровое упражнение «Артикуляционная гимнастика».
Задача: добиваться четкого, совместного выполнения комплекса упражнений по АГ, в паре «родитель-ребенок», по показу.
Упражнения: улыбка-трубочка, иголка-блинчик, чашечка, маляр, парус, горка, ступеньки, часы, качели, заводим моторчик.
Баба Яга: Вот, разработали Арт аппарат, разгладили морщинки, может, теперь и суставы разомнем, надоел костыль!!! Хочу плясать научиться, чтобы от души веселиться!
Ведущий: Конечно мы тебя научим танцевать, Ягуша! И пригласим всех гостей в круг!
Музыкальная площадь: танцевальная гимнастика «Я рисую солнце» (флешмоб)
(ИКТ: стрелка на музыкальную площадь — Приложение 8)
Баба Яга: Здорово повеселились. А теперь в дорогу, где мой ключ?
Ключик, ключик, покружи,
Нам дорогу покажи!
Идут под МУЗЫКУ «По дороге с облаками»
(ИКТ: стрелка на Проспект РИФМЫ — Приложение 9)
Баба Яга: Куда привел нас? На проспект «Рифмы».А кто знает, что такое-РИФМА? (обращается и к детям, и к родителям).
Конверт № 5. Игровое упражнение «Подбери рифму».
Задача: подобрать рифму к словам.
Перед вами Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму.
1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)
2. Су-су-су – я боюсь … (осу)
3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми (свечу)
4. Ро-ро-ро – у Мальвины друг (Пьеро)
5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)
6. Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу)
7. Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)
8. Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)
9. Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)
10. Жу-жу-жу – волк не страшен лишь (ежу)
Баба Яга: Родителям я предлагаю игру «Подбери рифму» к словам:
огурец — скворец, молодец; конец — делец; зуб – дуб; друг – жук; мак — рак. Ай, да молодцы! Как много знаете. Тогда вперёд!
Ключик, ключик, покружи,
Нам дорогу покажи!
Идут под МУЗЫКУ «По дороге с облаками»
(ИКТ: стрелка на Бульвар пяти ответов — Приложение 10)
Баба Яга: Посмотрите, ка! Бульвар «Пяти ответов»
Конверт № 6. «Пять ответов»
Задача: Дифференциация звуков Б-П.
(две корзины –буквы П и Б, 10 мячей.Мячи с буквами П и Б, на которые и должны быть ответы на вопросы. Отгадываем-кидаем мяч.
Буква П в начале слова: 1. Имя девочки (Поля). 2. Прием пищи между обедом и ужином (Полдник). 3. Один из родителей (Папа). 4. Детеныш птицы (Птенец). 5. Школьная принадлежность (вещь) (Портфель).
Буква Б в начале слова: 1. Имя мальчика (Боря). 2. Желтый фрукт (Банан). 3. Насекомое (Бабочка). 4. Нездоровый человек (Больной). 5. Домашнее животное (Баран).
Ведущий: Ребята, вы выполнили все задания! Какие молодцы! Произнесем заклинание и зеркало появится! Только говорить надо вместе, четко и быстро!
(ведущий читает 3 смешные скороговорки – под «волшебную музыку» появляется зеркало)
Баба Яга: (смотрится) Ну вот,Ребята, что же еще мне сделать, чтобы вновь стать доброй и хорошей?
(Ведущий предлагает Бабе Яге посмотреться в волшебное зеркало.
Ответы детей с использованием уменьшительно-ласкательных прилагательных).
Игра «Скажи наоборот».
Баба Яга: берет зеркало.
Баба Яга: (смотрит в зеркало) Я злая!
Дети: Нет, добрая (Добренькая)!
Баба Яга: Старая! (молодая, молоденькая).
Баба Яга: Уродливая! (красивая, красивенькая).
Баба Яга: Жадная! (щедрая, щедренькая).
Баба Яга: Глупая (умная, умненькая).
Баба Яга: И платье у меня грязное! (чистое, чистенькое).
Баба Яга: И нос у меня кривой! (прямой, прямехонький).
Баба Яга: И уши большие! (маленькие, малюсенькие).
Баба Яга: Я плохая! (нет, хорошая! Хорошенькая)
Баба Яга: Что, правда?! (робко, с надеждой). ДА!
(гаснет свет. МУЗЫКА ГРОМ, МОЛНИЯ — музыка превращение)
(Превращается Баба Яга в прекрасную принцессу)
Ведущий: Случилось ЧУДО! Баба Яга превратилась в настоящую принцессу! (Баба Яга позирует).
А давайте проверим. Научилась ли Баба Яга правильно и красиво говорить. (просит Бабу Ягу назвать вежливые слова)
Баба Яга: Как красиво ты научилась разговаривать!
Учитель-логопед (в роли принцессы):
Спасибо вам, ребята, это вы помогли мне стать принцессой и научили меня разговаривать красиво и грамотно!
Наше путешествие закончилось. Вам понравилось? А родителям? Где мы с вами, сегодня, были?
Я поняла, что все, что нас окружает, можно использовать для развития правильной речи! Например, на прогулке, в кино, дома, при общении с своими друзьями и близкими. Ключик я возвращаю Вам, уважаемый, Мэр. Он мне очень помог. СПАСИБО! А сегодня я прощаюсь с вами! До скорых встреч!
Ведущий (Мэр города): Я тоже прощаюсь с вами. Жду вас снова в гости, в моем городе Правильной речи. Будьте вежливы и грамотны. А на память о нашем увлекательном путешествии, я хочу, подарить вам всем подарки. До встречи!