Конспект сюжетно-ролевой игры
«Путешествие в космос»
для детей старшей группы
Цвикло Ирина Васильевна,
воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад № 1»,
г. Называевск Омской обл.
Вид деятельности: Игровая, коммуникативная, изобразительная
Цель: развивать способность воспитанников к символико-моделирующему преобразованию действительности посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи
Образовательные:
— формировать естественно-научные представления об окружающем мире и космосе;
— закреплять умение дошкольников выражать восприятие окружающего мира посредством нетрадиционных техник рисования;
— формировать умение развивать сюжет игры на основе полученных ранее знаний;
— побуждать дошкольников к содержательному общению друг с другом в процессе совместной деятельности.
Развивающие:
— развивать инициативу, самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;
— развивать самостоятельное мышление и доказательную речь;
— развивать познавательный интерес к явлениям окружающего мира.
Воспитательные:
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, быть в одной команде.
Ход игры:
I. Мотивация детей к деятельности
Видео фрагмент из М/Ф «Лунтик»:
Однажды на Луне родился малыш, и он попал на Землю. На Земле он нашёл много друзей.
Воспитатель: Но вдруг ему стало грустно, и ему захотелось вернуться домой, а как не знает…
II. Постановка детьми цели предстоящей деятельности
Вопросы к детям:
— Ребята, мы можем помочь Лунтику? А как мы сможем добраться до Луны? (Сделаем ракету, полетим в Космос на Луну).
Воспитатель: Я с вами согласна, но сначала я вам предлагаю сформировать экипаж.
III. Совместная работа детей по нахождению способов деятельности
1.Формирование экипажа (Распределение ролей)
Командир экипажа.
Воспитатель: Каким он должен быть? Чем занимается? (Командир должен быть сильным, смелым, ловким, отважным, решительным. Он управляет всем полётом). Дети выбирают командира.
Космонавт-исследователь.
Воспитатель: Чем он занимается в полете? (Космонавт-исследователь должен быть самым любознательным, самым внимательным. Он ведёт наблюдение за звёздами, Солнцем, Луной с помощью телескопов, изучает Землю, с высоты космического полёта). Дети выбирают космонавта-исследователя.
Штурман.
Воспитатель: Каким он должен быть? Чем занимается? (Штурман должен быть очень умным, быстрым, уметь моментально принимать решения. Он прокладывает путь ракеты). Дети выбирают штурмана.
Врач.
Воспитатель: Чем он занимается? (Врачи осматривают космонавтом перед полётом и по возвращении на Землю, ведут наблюдение за состоянием их здоровья). Кто будет врачом?
Техники.
Воспитатель: Что делают техники? (Они заправляют ракету топливом, готовят ее к полёту, дают «добро» на старт). Кто будет у нас техником?
Журналисты.
Воспитатель: Чем они занимюется? (Пишут о том, что в космос полетела очередная ракета. Они берут интервью у космонавтов, пишут статьи, выступают по телевизору). Дети выбирают журналиста.
Воспитатель: Кто хочет быть поваром космической еды? Дети выбирают повара.
Воспитатель: Нужен ещё один человек. Он следит за полётом с Земли, согласовывает действия экипажа. Если вы не против, я буду диспетчером-оператором.
Воспитатель: Экипаж мы с вами сформировали. На чём можно полететь в космос? (На ракете). Кто и где создаёт ракеты? (Ракеты и космические корабли создаются в конструкторском бюро по проектированию и строительству ракет и космических кораблей. Над их созданием работают инженеры, конструкторы.)
Дети выбирают конструкторов и строителей.
Воспитатель: Из чего будем строить ракету? (Из кубиков, модулей).
- Построение ракеты из модулей.
- Игровое действие «Подготовка к полёту»
Конструкторы строят ракету, техники готовят ее к полёту, врачи осматривают членов экипажа, журналисты берут интервью перед полётом. Остальные дети исполняют роль родственников и знакомых, которые провожают космонавтов.
Полёт.
Космонавты занимают свои места. Даётся сигнал к отправлению ракеты. Диспетчер-оператор и космонавты готовятся к взлёту:
Диспетчер (воспитатель): Проверка скафандров.
Командир: Есть проверка скафандров!
Диспетчер: Ключ на старт.
Командир: Есть ключ на старт.
Диспетчер: Зажигание.
Командир: Есть зажигание.
Диспетчер: Начинаем отсчёт.
10, 9, 8, 7, 5, 4, 3, 2, 1, ПУСК!
Командир: «Земля», «Земля», на связь вызывает «Салют». Как слышите? Приём!
Диспетчер: «Салют», «Салют», слышу вас хорошо. Мимо чего вы сейчас пролетаете? Прием!
Штурман: Мы в космосе, пролетаем возле планет.
Запускается видеоролик «Солнечная система».
Называем планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
(Астероиды, кометы, спутники – также встречаются в пути).
Диспетчер: Расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса. На что похожа?
Космонавт-исследователь: Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша.
Диспетчер: А что вы видите перед собой? Может это уже Луна?
Капитан: Да! Внимание! Мы приближаемся к Луне. Всем членам экипажа надеть скафандры!
Диспетчер: «Салют», как слышите меня? Как прошла посадка? Как чувствует себя Лунтик и члены экипажа?
Врач отвечает о состоянии здоровья экипажа.
Диспетчер: Внимание! Предлагаю капитану провести космическую разминку.
Космическая разминка (подвижная игра)
Встреча с Лунатиками.
(Часть детей выполняют роль Лунатиков)
При встрече с жителями Луны космонавты сообщают о том, что прибыли с планеты Земля, о том, что помогли Лунтику вернуться домой. Лунтик благодарит ребят.
Лунатики: А что такое Земля? Как она выглядит?
IV. Самостоятельная деятельность
Рисование при помощи песка. «Планета Земля»
Цель: познакомить жителей Луны с планетой Земля.
V. Рефлексия
Возвращение на Землю
Космонавты «возвращаются на Землю». Их встречают родственники, знакомые. Герои рассказывают журналистам о своём путешествии.
Воспитатель: Ребята, вам удалось помочь Лунтику вернуться домой ? Что вы видели в космосе? Что понравилось больше всего? В чём испытывали трудности?