Загадочный космос

Технологическая карта
организации непосредственно образовательной деятельности
«Загадочный космос»
для детей старшей группы

Костылева Светлана Витальевна,
воспитатель МАДОУ № 56,
п. Двуреческ Сысертского р-на Свердловской обл.

Групповой сбор

Технология «Сообщество», проектный подход «Паутинка».
Тема: «Загадочный космос».
Смежные понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта: планеты, космические явления, профессии.

Объявление для родителей
Дорогие мамы и папы! Хотя мы еще маленькие, но очень любознательные. Нас манят космические дали. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Мы собираемся много узнать о космической технике, с помощью которой можно стать ближе к звездам и планетам. Будем рады, если вы к нам присоединитесь.

1 Шаг
Компоненты технологии «Групповой сбор». Вхождение в тему. Мотивация выбора темы, краткий подводящий диалог, работа с Моделью трех вопросов.

2 Шаг
Планирование детской деятельности:
— предложения детей (по Модели 3-х вопросов);
— предложения родителей (внесение в перспективное планирование по теме проекта);
— планирование деятельности педагогами с учетом решения образовательных задач (индивидуально-дифференцированный подход в организации деятельности педагогами),
— выбор детьми центров и партнеров.

3 Шаг
Утренний сбор: обмен новостями, планы на день, обсуждение темы проектов, работа по Модели 3-х вопросов.

4 Шаг
выбор деятельности ребенком по теме проекта;
— презентация деятельности в Центрах активности в зависимости от: Модели 3- вопросов; интересов и потребностей детей.

5 Шаг
Деятельность в Центрах активности (решение образовательных задач): игровая, трудовая, познавательная, художественно-эстетическая, физическая.
Средства, операции, действия.

6 Шаг
Взрослый – ассистент.
Педагог: помощник, партнер, наблюдатель.
Участие родителей, старших детей и значимых взрослых в качестве ассистентов.

7 Шаг
Итоговый сбор:
— Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Какое занятие в проекте вам понравилось больше всего? Что нужно изменить в организации следующего проекта?
— Оценка действий детей (детьми) что хотел сделать – что получилось.
— Корректировка планов.
— Демонстрация достижений.

Поделитесь, пожалуйста:
1.В каких центрах вы успели побывать?
2. Понравилось вам работать в центрах?
3. Что понравилось?
4. Что вы узнали, увидели нового?
5. Чему сегодня научились?
6. Выполнили все что хотели и самостоятельно?
7. Получилось ли у вас все то, что задумали?
8. Довольны ли вы своей работой?
9. Что было самым простым, что вызвало трудности?
Спасибо всем за общение и работу.

Центры:
Центр познания и науки
Презентация деятельности — вы можете рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, узнать какие виды космической техники бывают, и как они преодолевают земное притяжение, взлетая в космос.
Содержание деятельности — экспериментальная деятельность, земное притяжение, запуск условной ракеты.
Материалы — энциклопедия, наборы иллюстраций, книги по данной тематике, материалы для экспериментирования.
Конечный результат продукт деятельности — создание экспериментального полигона, для запуска условных ракет. (Опыт с воздушным шариком).

Центр искусства
Аппликация — «Космический транспорт».
Содержание деятельности — фантазирование по заданной теме, аппликация космического транспорта, самостоятельный выбор материала.
Материалы — клей, цветная бумага, ножницы, утюг.
Конечный результат — продукт деятельности поделки с воплощенной идеей.

Центр кулинарии
Космическая еда для будущих космических путешественников.
Чтение рецепта, выбор необходимых продуктов для приготовления, приготовление блюда по заданному рецепту с использованием необходимых инструментов для изготовления блюда.
Схема приготовления (рецепт). Фрукты, йогурт, сухой завтрак.
Блюдо на пробу, упакованое в тюбики.

Центр конструирования
Построить «космическую технику». Конструирование «космической техники» из деталей конструктора «Лего». Собранная самостоятельно «космическая техника».

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Давненько я с вами не виделась! Вижу — у вас произошли изменения, новые картинки появились, о чем вы ведете беседы? О космосе? А мне расскажите?
Что же вы узнали уже о космосе?
А кто самый первый побывал в космосе?
А первого космонавта знаете?
А какой космический транспорт вам известен?
А что бы вы хотели еще узнать про космос?
А как мы можем это узнать?
Вам было интересно узнать, как ракета улетает с земли?
А кто или что так сильно толкает ракету, что она может даже улететь в космос?
А что и как кушают космонавты во время полёта?

Ребята, предлагаю вам сегодня поработать в разных центрах — познания. Всего их четыре. В каждом центре стоят стульчики, именно столько детей может работать в каждом центре. Вы должны так распределиться по центрам, чтобы всем вашим друзьям хватило места. А сейчас я вам расскажу, чем же вы сможете заниматься в каждом центре, слушайте внимательно и определяйтесь с выбором, в какой центр вы пойдете работать.

Центр кулинарии: Со Светланой Юрьевной вы можете сами попробовать приготовить космическую еду для космонавта, даже попробовать самим и угостить ребят.
Центр искусства: Вы можете стать создателем собственной модели космического корабля, используя различные материалы.
Центр конструирования: Вы можете стать настоящими конструкторами и сделать модель космической техники из конструктора Лего.
Центр науки: С Ольгой Васильевной Вы узнаете о земном притяжении, о том, как ракеты преодолевают земное притяжение, долетают до космоса, также вас ждут интересные опыты.

К сведению:
Старт ракеты
Наша российская ракета под названием «Союз» весит 300 тонн. Чтобы поднять такую громадину, нужна огромная энергия. Для этого используют реактивные двигатели. Они на высокой скорости выбрасывают значительные объёмы газа. Двигатели можно сравнить с открытой печкой, в которой жидкое и твёрдое топливо вступает в реакцию с другим веществом – окислителем – и сгорает. Всё, что осталось после сгорания – выхлопные газы. Они резко выбрасываются через сопло. Топлива требуется очень много, поэтому у ракеты огромные резервуары, в которых оно хранится.

Реактивный двигатель
Как работает реактивный двигатель, который приводит в движение ракету, можно пояснить с помощью одного нехитрого эксперимента. Его главный участник – обычный шарик, наполненный воздухом. Вы наверняка не раз выпускали надутый шарик из рук. Помните, с какой скоростью он летел? Из отверстия резко вырывается воздух, и шарик выталкивается в противоположном направлении. Этот закон механики – принцип действия (в нашем примере, когда воздух выходит наружу) и противодействия (шарик полетел) – вы будете
изучать в школе в старших классах.

Факт: Когда Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, он также первым попробовал космическую пищу. Эта еда была запакована в тюбики. Его обед состоял из жидкой пасты и шоколадного соуса.
Факт: Еда должна быть приготовлена определенным образом. Пища должна быть питательной, легкой для переваривания и вкусной.
Факт: Еда должна быть определенным образом упакована. Кроме своей функции хранения пищи, упаковка должна быть еще легкой, одноразовой и удобной. Все это нужно для расчетов места и веса в космическом корабле, так как на каждый лишний килограмм нужно больше топлива. Что же касается удобства, то, например, в российских космических программах банки и консервы используются как для хранения, так и для непосредственного разогревания пищи.
Факт: В космосе приходит и потеря чувств, особенно вкуса и запаха (из-за прилива крови к голове), что может изменить вкус еды. А вот хлеб запаковывают в упаковки, которых хватает ровно на один укус. Дело в том, что летающие крошки могут попасть в дыхательные пути.

Поделитесь, пожалуйста:
1. Все в сборе?
2. Понравилось вам работать в центрах?
3. Что понравилось?
4. Что вы узнали, увидели нового?
5. Чему сегодня научились?
6. Выполнили все что хотели и самостоятельно?
7.Получилось ли у вас все то, что задумали?
8. Довольны ли вы своей работой?
9. Что было самым простым, что вызвало трудности?
Спасибо всем за общение и работу.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.