Путешествие в Логолэнд

Проект

«Путешествие в Логолэнд»

Солянова Валентина Владимировна,

Солдаткина Людмила Николаевна,

воспитатели МАДОУ № 35,

 г. Апатиты Мурманской обл.

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Н. К. Крупская

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка  считать и решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться в окружающем мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. А для этого ребенок должен научиться логически мыслить. Логика присутствует в нашей жизни во всем. Начиная с самого простого, когда мы учим детей умываться или одеваться (т.е. последовательности), и до решения сложных логических задач, которые ставит  перед нами окружающая действительность на протяжении всей жизни.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, или  вовсе угаснет интерес к обучению.

Цель проекта: создание  условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления дошкольников 6-7 лет посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Задачи:

  • Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация.
  • Развивать у дошкольников умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Способствовать увеличению у воспитанников объёма внимания и памяти.
  • Воспитывать интерес к предмету и процессу обучения в целом.
  • Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Содержание проекта.

I этап – подготовительный.

  1. Заинтересовать родителей в реализации проекта.

Сообщение: «Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе» — на родительском собрании. Консультации в группе ВК и папки-передвижки в раздевалке: «Логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике», «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста», «Дидактическая игра как средство логического мышления», буклет «Логика в жизни ребенка».

Индивидуальные беседы (по желанию родителей) по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» на начало года.

  • Анализ предметно-пространственной развивающей среды группы.

Подбор занимательного материала. Поиск материалов в Интернете для проведения индивидуальных и фронтальных занятий с детьми, изготовление игрового математического материала.

  • Изучение методической литературы по теме.

II этап – основной или практический.

III этап – итоговый.

  • Проведение итоговой диагностики.
  • Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
  • Обобщение материалов проекта.

Ожидаемые результаты.

  • положительная динамика мониторинга по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
  • применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;
  • развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.

Реализация проекта

Формы и приёмы работы: 

Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей  способствуют становлению и развитию их интеллектуальных и творческих способностей, самовыражению и самостоятельности. 
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности ребенка и в дальнейшем обучении 
помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Поэтому мы в развитии логического мышления у старших дошкольников отдали предпочтение дидактическим играм.

  • Дидактические, развивающие  игры из нашего математического уголка:

Дидактические игры на логику способствуют развитию у детей таких умственных действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация. Их  нужно периодически повторять, чтобы  закреплять полученные знания.

Мы  предложили родителям вспомнить игры на развитие логики из своего детства, или же найти такие игры в литературе или сети интернет, оформить их, поиграть дома с детьми. После чего ребята в группе знакомили нас, детей группы и педагогов, с этими играми, учили играть в них.

  • Благодаря родителям мы пополнили наш уголок математики следующими логическими играми — самоделками:  «Лудо», «Змеи и лестницы», «Лиса и гуси», «Так-тикль», «Пентамино», «Мельница», «Мельница-улитка», «Мельница- сетка», «Танграм». Также родители подарили нашей группе фабричные дидактические игры на развитие логики у детей : «Соображариум», «Крокодил», «Да-нетка», квадрат Воскобовича.

Для развития логического мышления, мелкой и крупной моторики у детей мы использовали:

  • игры и  задачи на смекалку со счетными палочками. Играя со счетными палочками,  воспитанники решали  задачи на смекалку, составляли  фигуры  из определённого количества палочек и т. д. Н-р:  составить 2 равных треугольника из 5 палочек, или сколько нужно убрать палочек, чтобы квадрат превратился в треугольник и др.
  • Игры с резиночками на геоборде.
  • Игры с лего : «Судоку с лего», составление объемных фигур с лего и др.
  • игры на передвижение и ориентировку в пространстве: «Муха», «Пятнашки»,  «Твистер», «Пальчиковый твистер», «Лабиринты».
  • В гости к детям пришел совенок Умняша, который узнал от совенка Дрозденка( этот сказочный герой живет в нашей группе уже 3 года), что ребята в группе играют в разные логические игры. Он принес детям самодельные игры (эти игры сделали мы, педагоги)  на логику, такие, как: «Судоку для дошколят», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Сфинкс», «Танграм».

Чтобы повысить интерес к математике, активность детей, развить у них, внимание и сообразительность, решили использовать занимательный материал. Мы с помощью родителей составили подборку логических задач,  задач-шуток-ловушек , пословиц и поговорок, фокусов, загадок, ребусов, кроссвордов, лабиринтов,  как в печатном , так и в электронном варианте. Эти задания  предостерегают  ребёнка от поспешных решений, необоснованных выводов, помогают  устанавливать причинно-следственные связи, тренируют проницательность и смекалку.

  • На занятиях мы используем задания на логику из книг, графический диктант, раскраски — задачки.

Занятия по ФЭМП с использованием игр и упражнений логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствуют исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться. К тому же они приносят ребенку радость и препятствуют усталости.

  • В свободной самостоятельной игровой деятельности, в режимных моментах на протяжении дня способствуют развитию логического мышления: упражнения «Найди отличия», «Продолжи ряд», «Найди лишнее», пазлы  и игры в шашки и шахматы. Помимо классической игры в шашки научили детей играть в игры на основе шашек: «Охотник и волк», «Казацкие шашки», «Уголки», «Так-тикль», «Чапаев».
  • Логика присутствует везде, в подвижных играх тоже. Подвижные игры, в которых развивается не только координация, быстрота реакции, ориентация в пространстве, дети получают удовольствие от двигательной активности, в них   включается и развивается память ребенка, мышление, внимание: на утренней зарядке, в группе, на улице, на музыкальных занятиях.
  • Развлечение для детей и родителей « Следствие ведут юные детективы». Мы написали сценарий к развлечению так, чтобы объединить в нем творческие, музыкальные задания с заданиями на логику. Дети превратились в детективов, а взрослые в их помощников — тайных агентов, чтобы найти пропавшие подарки для мам. Все задания были присланы по электронной почте от Мистера Икс. На протяжении всего расследования дети в парах с мамами играли в логические игры, подвижные, разгадывали ребусы, решали логические задачки-шутки.

И, конечно же, танцевали, пели (музыкальные задания так же были зашифрованы). Развлечение вышло веселым, необычным, а самое главное, добрым и душевным, потому что все дети группы, участвуя в  играх, чувствовали помощь и поддержку своих мам.

И какой же проект без творчества? Ребята фантазировали и оживляли геометрические головоломки:  «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс» в своих работах, которые были представлены на выставке «Логика в рисунках». Для развития детского творчества, мелкой моторики и логического мышления предлагаем воспитанникам раскраски-находилки, раскраски — задачки.

Для формирования математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников мы использовали занимательные проблемные ситуации.

Жанр сказки позволяет соединить в себе и то и другое. Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них, а это повышает эффективности обучения.

Математические сказки.

«Необыкновенные приключения в городе математических загадок».

  • «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».
  • «Как Топ учился математике».
  • «Женькины игры».
  • «Помоги Незнайке найти дорогу».
  • «Догадайся сам!».
  • «Как Нина учила брата».

Чтение математических сказок дало нам толчок к литературному творчеству. Дети сделали в группе аппликацию на основе логической головоломки «Танграм». Дома вместе с родителями  дорисовали ( оживили) созданные изображения и сочинили к ним сказочные истории. Так у нас появилась рукописная книга «Сказочные истории о превращении Танграмчика», авторами которой стали 23 семьи.

В ходе проекта мы составили флэш-игру для детей дошкольного возраста по логике «Занимательная пониматика», научили играть в логические игры наших соседей, ребят старшей группы, и поиграли вместе.

В результате проделанной работы, мы можем сделать вывод:

Хорошо развитое логическое мышление необходимо ребенку для успешного обучения  в школе и самостоятельному познанию нового, познанию окружающей действительности.

Занимательный материал на логику не только увлекает ребенка, а и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, речи дошкольника; развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного  и логического мышления.. Возможности  использования данного материала широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в ДОО и  семье, на викторинах, досугах, праздниках, развлечениях, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети вместе со взрослыми или сверстниками играют.

В процессе реализации проекта мы стремились к активизации интереса родителей в использовании логических игр и упражнений, что в свою очередь  способствовало формированию активной родительской позиции, сотрудничества ДОО и семьи.

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс и он не заканчивается в дошкольном детстве, но очень важно начать развивать его с детства, ведь это пригодится человеку не только во время обучения в школе, а на протяжении всей жизни! 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.