Познавательный проект
«Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака»
для детей старшего возраста
Катугина Ольга Николаевна,
Дозморова Юлия Михайловна,
воспитатели МАДОУ № 3,
г. Каменск-Уральский Свердловской обл.
Тема проекта: творчество С.Я. Маршака.
Проблема: дошкольное детство — важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Актуальность проекта. Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор. 22 октября родился замечательный детский писатель С.Я. Маршак. Мы решили разработать краткосрочный проект по творчеству этого писателя «Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака». Такая форма работы с детьми как проект позволяет глубже и интереснее изучить ту или иную тему. Она позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. А интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Огромная часть произведений С. Я. Маршака посвящена именно детям. Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В связи с вышеперечисленным была и определена тема.
Участники: родители, дети, воспитатели группы.
Сроки реализации проекта: краткосрочный в течение месяца, групповой, творческо-исследовательский, информационный.
Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж»; «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Где обедал воробей?»; «Вот какой рассеянный»; «Радуга-дуга»; «Ванька-встанька»; «Круглый год»; «Детки в клетке»; «Мяч»; «Кошкин дом»; «Разноцветная книга» «Веселый счет»; «Усатый — полосатый»; «Большой карман»; «Пудель»; «Рассказ о неизвестном герое»; «Почта»; «Веселая азбука про все на свете»; «Мыльные пузыри»; «Перчатки», «Сказка про спички»; загадки.
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир;
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений;
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений;
- Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы;
- Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания;
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей;
- Приобщить родителей к семейному чтению детской литературы.
Пути реализации проекта:
- Пополнение содержания книжного уголка произведениями С.Я. Маршака;
- Изготовление с помощью родителей книжки — самоделки;
- Организация выставок творческих работ.
Ожидаемый результат:
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством С. Я. Маршака;
- Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака;
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений;
- Создание развивающих игр;
- Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака;
- Театрализованные игры;
- Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
- Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
- Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
- Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
- Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
- Популяризация семейного чтения.
10.Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Перспективное планирование по проекту: Образовательные области виды совместной деятельности взрослого и детей:
Познавательное развитие: беседы о жизни и творчестве С.Я. Маршака; слушание различных произведений С.Я. Маршака; формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»; формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»; словесное рисование детьми характеров героев, обстановки и т.д.; разучивание стихов, отрывков из произведений С.Я. Маршака; пересказ прочитанных произведений, их инсценировка; рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям С.Я. Маршака; посещение библиотеки, знакомство с книгами, имеющихся в библиотеке, «Путешествие по произведениям С.Я. Маршака»; просмотр мультфильмов с использованием видео и компьютерной техники.
Социально-коммуникативное развитие: игровая деятельность: Д/и «Где обедал воробей?»; сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»; развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»; театрализованная игра «Зоопарк» по стихотворениям «Детки в клетке», «Перчатки» и «Где обедал воробей?»; инсценировка стихотворения «Перчатки», конкурсы, викторины, кроссворды.
Речевое развитие: разучивание стихов; чтение стихов и сказок С.Я. Маршака: «Багаж»; «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Где обедал воробей?»; «Вот какой рассеянный»; «Радуга-дуга»; «Ванька-встанька»; «Круглый год»; «Детки в клетке»; «Мяч»; «Веселый счет»; «Усатый — полосатый»; «Сказка о глупом мышонке»; «Пудель»; «Рассказ о неизвестном герое»; «Почта»; «Веселая азбука про все на свете»; «Мыльные пузыри»; «Перчатки»; «Детки в клетке», загадки.
Художественно-эстетическое развитие: иллюстрирование прочитанных сказок в процессе совместной деятельности. Продуктивные виды деятельности: лепка, оригами, работа с природным материалом, рисунок в различной технике исполнения и т.д. Рисование по произведению «Детки в клетке». Аппликация «Усатый полосатый». Конструирование оригами «Маленькая собачонка» из произведения «Багаж»; из кубиков «Кошкин дом». Лепка – коллективная работа «Детки в клетке»; «Радуга-дуга». Прослушивание аудиозаписей в исполнении автора С.Я. Маршака. Литературно-музыкальные спектакли.
Физическое развитие: Участие в досуге по произведениям С.Я. Маршака. Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька».
Сотрудничество с родителями:
- «Круглый стол с участием родителей». Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе);
- Чтение сказок с детьми дома;
- Акция «Подари книгу детскому саду» произведения С.Я.Маршака;
- Консультация для родителей: «Путь в страну книг. От слушателя к
Читателю»; «Дорога в библиотеку»;
- Наглядная информация для родителей (стенды, выставки и т.д.);
- Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам и стихам);
- Анкетирование родителей;
- Литературная викторина «По произведениям С.Я. Маршака»;
- Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Перчатки».
Заключение
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям детской художественной литературы, а также сформировать следующие навыки: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, передавать характер героев мимикой, жестами и движениями. Необходимо отметить влияние данной работы на положительную динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного запаса, развитие связной речи. Формировались и обогащались коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с родителями.
В процессе работы над проектом все участники получили положительные эмоции от совместной работы.