Конспект открытого занятия
по формированию элементарных математических представлений
«Путешествие в Простоквашино»
с детьми 2-й младшей группы
Звонова Кристина Александровна,
воспитатель МБДОУ №156,
г. Мурманск
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, театрализованная, конструирование.
Цель: Формировать элементарные математические представления в процессе игровой деятельности, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Задачи:
Образовательные:
- различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, соотносить их по цвету и форме.
- Закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный.
- Закрепить знания детей и умения отвечать на вопрос «сколько?», определять количество предметов (по одному, много, ни одной), при ответе пользоваться словами «много», «по одному», «ни одной».
- Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результаты словами: высокий, низкий, самый низкий, самый высокий, ниже, выше.
Развивающие:
- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
- Упражнять детей в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное, эмоциональное отношение детей к героям из мультфильма.
- Воспитывать заботливое отношение, желание оказать помощь.
Методы и приёмы:
Словесные: беседа, вопросы к детям, напоминание, художественное слово, поощрение, анализ занятия.
Наглядное: рассматривание картинок, конверта, героев.
Игровые и практические: сюрпризные моменты; дидактические игры: «Определи и найди своё место в автобусе», «Отремонтируй дома в деревне Простоквашино», «Помоги Шарику и Матроскину помириться», «Благодарность Галчонка»; физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: письмо; фото Галчонка; игрушки: Матроскин и Шарик; «автобус» из стульчиков (с маркировкой — цветные геометрические фигуры); магнитная доска; фотографии – утро, день, вечер, ночь.
Раздаточный: билеты с цветными геометрическими фигурами; магнитный конструктор для домиков; конфеты для угощения детей.
Предварительная работа: знакомство с персонажами игрушками Шариком и Матроскиным; разучивание упражнения «Здравствуйте».
Ход занятия:
— Ребята у всех ли хорошее настроение? (Да)
— Сегодня у нас гости, поприветствуем их… (Дети здороваются с гостями)
— А теперь поприветствуем друг друга и немного поиграем.
Упражнение «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко — дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем на носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкаем («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе – «Здравствуйте!» сказали (хором здороваемся)
На доске висит изображение птички – Галчонка, с письмом в клюве.
— Дети, посмотрите, кто это к нам прилетел? (птичка)
— Ой, она нам что-то принесла, да это же письмо, предлагаю прочитать, что же написано в этом письме? (читаем письмо)
— В деревне Простоквашино собака Шарик с котом Матроскиным опять поругались, нас просят приехать в гости и помочь их помирить.
— Ну что скажете ребята, отправимся в деревню Простоквашино и поможем друзьям помириться? (Да)
— А на чём же мы с вами туда отправимся? Ведь путь не близкий, а нас сколько? (Много)
— Как вы думаем на какой транспорт мы все поместимся? (Автобус)
-Конечно мы все отправимся туда на автобусе. И автобус наш как раз подъехал (Автобус из стульчиков)
— Ребята, вы знаете, что в автобусе нужно ехать с билетами? (Да)
— Вот у меня билеты. Сколько их? (Много)
— А каждому из вас сколько нужно билетов? (Один)
— Поэтому, выдаю каждому пассажиру по одному билету. (Воспитатель выдает билеты детям)
— Посмотрите пожалуйста на свои билеты и скажите, что изображено на них? (красный круг, синий квадрат, зелёный треугольник, жёлтый прямоугольник)
— Варя, что изображено на твоем билете? (жёлтый прямоугольник) — спрашиваю каждого ребёнка.
— Занимайте места в автобусе в соответствии с вашими билетами. (Дети рассаживаются по своим местам).
Включается песня «Мы в автобусе сидим». (под музыку дети повторяют движения за воспитателем)
— Ребята, вот мы и приехали в деревню Простоквашино. (выходим из автобуса)
— Посмотрите в начале деревни все жилище сломаны, а рядом лежат блоки, из которых эти избы были построены. (на столах лежат сломанные избы из магнитного конструктора).
— Предлагаю, помочь жителям деревни Простоквашино и отремонтировать их избы. (Да)
Дети ремонтируют избы из магнитного конструктора.
— Посмотрите ребята, а избы получились разные. (высокие и низкие, большие и маленькие)
— Молодцы ребята, помогли жителям Простоквашино.
— Ну а теперь пойдемте искать избу Шарика и Матроскина. (Подходим к театру. На шторках закреплено фото — изба Шарика и Матроскина)
— А вот и их изба. (стучимся)
Открываются шторки:
Выходят Шарик с Матроскиным и здороваются с ребятами. (Здравствуйте ребята)
Шарик рассказывает: — Представляете ребята, я из своего фоторужья сделал много фотографий, и хотел их разложить в свой фотоальбом, да только забыл какую фотографию в какое время делал!
Матроскин говорит: — А я говорил тебе Шарик, что фотографии сразу надо было по одной в альбом вставлять, а не копить их много!
— И вот ребята Матроскин и Шарик спорят, но так ничего и не решают. Предлагаю им помочь. (Да)
— Но для этого нам с вами нужно вспомнить, какие же есть части суток? (утро, день, вечер, ночь)
— Хорошо молодцы.
— Шарик и Матровскин несите свои фотографии, ребята сейчас вам помогут правильно распределить фотографии в альбом. (Шарик с Матроскиным приносят фотографии, и ребята садятся за стол полукругом)
Теперь приступим к распределению фотографий по порядку.
— Какую фотографию мы поставим вначале альбома? (Утро)
— Как вы поняли, что это утро? (Солнышко встаёт) Что еще можно делать утром? (Завтракать, пройтись босиком по утренней росе…)
— Какая часть суток идет после утра? (День)
— Как вы думаете какая фотография была сделана днем?
— Как вы поняли, что это день? (Дети рассказывают, что на фото и как они определили, что это день – Матроскин и почтальон Печкин работают в поле)
— Какая часть суток наступает после дня? (Вечер)
— Что появляется на небе? Что можно делать вечером? (Месяц, на улице потемнело, корова с теленком возвращаются в коровник)
— Какая часть суток наступает после вечера? (Ночь)
— Где тут фотография с изображением ночи? (Матроскин и дядя Федор спят)
— Что мы ночью делаем? (Спим)
— Молодцы ребята! Помогли Шарику разобраться с фотографиями. (Ура)
— Вот мы и помогли Шарику и Матроскину помириться!
Шарик и Матроскин просят ребят поиграть с ними:
Физкультминутка:
Раз – поднялся, потянулся,
Два – согнулся, разогнулся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
— Ну что ж ребята, теперь можно спокойно возвращаться в наш детский сад. (Да. Прощаемся с Шариком и Матроскиным.)
— Занимаем свои места в автобусе, согласно выпавшим билетам. (Дети садятся в автобус из стульчиков)
Включается песня «Мы в автобусе сидим». (под музыку дети повторяют движения за воспитателем)
— Ребята, посмотрите Галчонок снова нас встречает! Что же он держит в своем клювике? Предлагаю посмотреть. (Пакетик с угощениями для ребят)
— Да это же угощение для ребят. (Достаю из пакетика конфетницу. (Показываю конфетницу с конфетами ребятам)
— Сколько конфет у Галчонка? (Много)
— Галчонок решил поблагодарить Вас, ребята, за то, что вы помогли помирить Шарика и Матроскина. (Раздаю каждому ребёнку по 1 конфете)
— По сколько конфет я вам раздала? (По одной)
— Мирон сколько у тебя конфет (Одна)
— Аня сколько у тебя конфет (Одна)
— Сколько же осталось конфет в конфетнице? (Ни одной)
— Галчонок угостил каждого из ребят поровну. (По одной конфете)
— Спасибо тебе Галчонок!
Рефлексия:
— Ребята, вам понравилось наше путешествие в деревню Простоквашино?
— Расскажите, что мы делали?
— Какие геометрические фигуры были изображены на ваших билетах и какого цвета они были?
— Какие части суток вы запомнили?
— Какие дома отремонтировали в деревне Простоквашино?
— Сколько конфет Галчонок принес вам? А по сколько раздал каждому?
— Мы справились ребята! Я хочу сказать вам спасибо за то, что у нас все получилось, а главное, что сделали вместе и дружно!!!