Из опыта работы
«Развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников посредством художественной литературы»
Миннулина Ирина Петровна,
воспитатель МБДОУ №7
г. Апатиты Мурманской обл.
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение ребёнка нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Самыми большими помощниками в работе с детьми стали книги. Мы начали работу с того, что своими силами и силами родителей создали в группе небольшую, но постоянно пополняющуюся библиотеку, в которой появились замечательные русские народные сказки, знакомящие детей с понятиями «добра» и «зла», рассказы Л. Н. Толстого о дружбе, честности, справедливости, произведения Н. Носова, К. Чуковского, воспитывающие в детях смелость, отрицательное отношение к воровству, жадности, неаккуратности, стихи А. Барто о доброте и взаимовыручке, рассказы В. Осеевой, сказки В. Сутеева, произведения зарубежных авторов.
Старались читать с детьми в любое свободное время. После прочтения, например, стихов А. Барто (из цикла «Вовка – добрая душа») дошкольники делятся своими мыслями о том, что хотят быть похожими на добродушного и готового всегда прийти на помощь мальчишку, и совсем не хотят быть похожими на Федору из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Дети реагируют очень эмоционально, будто сами стали участниками произведений, добродушно смеются над трусливым мальчишкой – персонажем рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, или осуждают отрицательные поступки героев, например, из произведения «Косточка» Л. Толстого, «Огурцы» Н. Носова. Мы вместе рассматриваем иллюстрации, рисуем и лепим героев прочитанных произведений.
Вместе с детьми были созданы книги с рисунками и раскрасками «Добрые поступки» и «Плохие поступки» литературных героев; книжки-малышки (загадки, пословицы и поговорки) по теме «Устное народное творчество», и, как более сложное задание, самому придумать загадку, пословицу. Пополнили в группе галерею портретов русских писателей, в течение года неоднократно устраивали тематические выставки произведений: К.И. Чуковского, Николая Носова, Л. Н. Толстого, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака и т.д. Знакомим детей с зарубежными писателями: Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
Проведены ряд бесед: «Береги книгу», «Книга – лучший друг», «Какие бывают книги?». Цели таких бесед: развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям; обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений; закреплять правила культурного обращения с книгами.
Посещаем с ребятами детскую библиотеку, которая расположена недалеко от детского сада. Там они познакомились с сотрудниками библиотеки, с помещением, с книгами. Для ребят подготовили интересный рассказ на тему: «С. Я. Маршак – детский писатель»; устроили выставку его книг.
Воспитание культуры поведения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с семьей. Кто, как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка, идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Поэтому были подготовлены тематические консультации: «Как поддержать интерес к чтению», «Воспитывайте будущего читателя», «Что и как читать ребенку дома».
Проведен «Круглый стол» на тему: «Ребенок и книга» (Анкетирование, как часто читают детям дома)».
Анализируя результаты работы, я подвела следующие итоги: дети стали более любознательны; научились дружно играть, договариваться, делиться; не забывают использовать вежливые слова, решать конфликты с помощью слов, поправлять друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки, с удовольствием помогают и старшим и сверстникам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Иванова Н., Касухина Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. — 2009.- №2. – с. 54-59.
- Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. — 2008. — №3. – с. 41-46.
- Нечаева В. Г., Маркова, Т. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшегодошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1967. – 384 с.
- Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.