Конспект образовательной деятельности
«Путешествие по России»
для детей подготовительной к школе группы
Чепига Оксана Витальевна,
воспитатель МБДОУ № 7,
г. Мурманск
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: обобщать и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закреплять названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; активизировать и пополнять лексический запас путем использования в речи многозначных слов; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материалы: изображения гербов и флагов городов России; ребус; наглядно-дидактические пособия.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
Правильно, Россия. А какая она, наша Россия?
(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная)
Россия – наша Родина. Что такое «Родина»?
(Это место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна)
Ребенок читает стихотворение:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте, вспомним их.
(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь посмотрите на карту. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
(Показать карту России)
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом – начинается утро. На одном конце холодно и идет снег, на другом – тепло и светит солнышко.
Сегодня, ребята, я предлагаю вам путешествие по нашей стране.
А на чем же можно путешествовать?
(На самолете, на автобусе…и даже пешком)
Итак, в путь.
Первая станция «Государственная». Какая столица России?
Ребенок читает стихотворение:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которую любим тебя.
Воспитатель: А кто наш Президент?
Каждое государство имеет свои государственные символы. Перед вами несколько таких государственных символов, найдите флаг нашей страны
(Дети находят флаг России из четырех флагов разных государств)
А теперь нарисуем наш флаг.
(На листе формата А4 дети рисуют флаги)
Воспитатель: А теперь посмотрите на герб нашей страны.
Ребенок читает стихотворение:
У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Мы поговорили про флаг, про герб, а что же такое гимн?
Гимн – это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.
(Звучит гимн)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь расправим крылья и полетели дальше по нашей необъятной Родине.
Следующая станция «Лесная»
Отгадайте загадку:
Нам и в дождь и в зной поможет друг – зеленый и хороший,
Протянет он нам десятки рук и тысячи ладошек.
Правильно, дерево.
Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам.
— Какие деревья вы знаете?
— Что еще растет в лесу?
— Какие ягоды можно собирать в наших лесах? А какие грибы?
— Но бывают и ядовитые, опасные грибы и ягоды. Какие это грибы?
— А каких животных и птиц, которые живут в лесу, вы знаете?
Воспитатель: Лес и его обитатели – наше богатство. Мы должны беречь и охранять нашу природу.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается.
Станция «Географическая»
Но посмотрите, что это за рисунки, как их понять?
(Рисунки: ключ от двери, гаечный ключ, ключ зажигания, родник – вода бьет ключом)
Какое здесь общее слово? Правильно, ключ. Это многозначное слово.
Посмотрите на карту, сколько рек, озер, морей в нашей стране. И у всех них есть начало – ключ – родник. С родника начинается река, которая может впадать в озеро или море. А еще есть в нашей стране много сел, городов. Какие города вы знаете?
Воспитатель: Названия городов, рек, озер, морей, гор – это географические названия. Поэтому и называется наша станция «Географическая».
Ну а я предлагаю ехать дальше.
Следующая станция «Историческая»
Ребенок читает стихотворение:
Славилась Россия чудо — мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки
- Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке
— Правильно, это — матрешки.
(Показывает матрешки, дети рассматривают)
- Эта роспись – просто чудо, голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком машет русским васильком (Гжель)
- Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красивый цветок на ножке (Хохлома)
- Все игрушки – непростые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски (Дымковская игрушки)
- Добрый мастер сделал сказку:
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки – деревянные игрушки. (Богородская игрушка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия русских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы сейчас поиграем с вами в русскую народную игру «Золотые ворота».
Итог занятия
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. О многом мы вспомнили, многое узнали. Любите своих родителей, свой народ, свою страну.
Спасибо большое вам. Вы молодцы!