Отчет по теме самообразования
«Развитие коммуникативных способностей детей
посредством фольклора и театрализованной деятельности»
Клещёва Людмила Геннадьевна,
воспитатель МБДОУ № 3,
пгт Умба, Терский район Мурманской обл.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти какое-то время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь малыша развивалась правильно и своевременно. Доказано что речь ребенка развивается под влиянием взрослых и достаточной речевой практики от социального окружения, которое его окружает. Но, к сожалению, в силу своей занятости процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В настоящее время дети хорошо информированы, много времени проводят за компьютерными играми или у телевизора, редко слышат сказки и рассказы от своих родителей.
В своей практике стала наблюдать что у детей снижена фантазия, интересы их ограничены, снижена творческая активность и речь- недостаточный словарный запас, на вопросы отвечают односложно (да, нет, хорошо), не могут построить монологи: например -рассказ на предложенною тему , не могут пересказать текст своими словами, не умеют использовать интонации, регулировать силу голоса и темп речи. Почему театральная деятельность и фольклор может помочь в повышении уровня речи детей и их творческих способностей? Потому что театрализованная деятельность в детском саду это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом проявляется принцип обучения учить — играя. Но, а как — же театрализованная деятельность без фольклора. Ведь народное творчество несет огромное познавательное и воспитательное значение и обогащает речь. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, счтиталки, скороговорки и.д. с удовольствием воспринимаются детьми. Фольклор — лучший речевой материал.
Изучив и проанализировав множество разной литературы по этой теме, интересной и увлекательной оказалась книга и программа Н.Ф.Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети». Где авторы предоставляют много практического материала для занятий с детьми начиная со 2 мл. гр. Стала руководителем кружка «Сказка из ларца».
На основе мониторинга составила программу в соответствии с ФГОС.
Цель моей работы: создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Поставленные задачи:
1.Создать условия для развития творческих способностей через театральную деятельность.
2.Развивать все компоненты, функций и форм речевой деятельности.
3. Познакомить детей с различными видами театров.)
4. Совершенствовать артистические навыки детей, работать над речью, интонациями, обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике)
5. Формировать у детей интерес к театрализованной игре, чувство сотрудничества и взаимопомощи, желание участвовать в общем действии.
6. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
7. Создавать благоприятные условия для привлечения родителей к сотрудничеству , к совместной деятельности детей и родителей средствами театрализовано-игровой деятельности
8. Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Я считаю, что успешное решение поставленных задач возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов пед. процесса (педагогов, детей и родителей) поэтому практическая работа осуществляется по трем направлениям: Развивающая предметно пространственная среда, дети, родители.
По (ФГОС ДО) есть требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и самое главное безопасной.
При активном участии семей (родителей, бабушек, дедушек, родственников) и педагогов в группе была создана соответствующая развивающая среда, построенная с учетом требований.
Создание театрального уголка в группе, включающего в себя: ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).
• Наглядные пособия: (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).
• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф , ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на платочках, теневой, варежковый театр и др.). Перечислить по слайдам
•Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).
- Костюмерная, с театральными костюмами, необходимыми для спектаклей, атрибутами, бижутерией, большими зеркалами и т.д; гримерная, в которой находятся большие зеркала, сценический грим, парики, веера и т.д.
- И много детской литературы
Второе направление – это самостоятельная и совместная деятельность детей со взрослыми
Работа проходит через основные виды деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
При работе с детьми используются следующие формы:
- Музыкально-ритмическая разминка — включает в себя ритмические, музыкально-ритмические игры и упражнения, которые развивают двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); развивают пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.); развивают воображение .
- Дыхательная и речевая гимнастика- помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
- Литературно-художественная практика — дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее, использую мнемотехнику.
- После знакомства с различными произведениями персонажей или героев, дети изображают в разных техниках
- Театрализованная деятельность — входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам, просмотр спектаклей и беседы по ним; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры-драматизации.
Третье направление — взаимодействие с родителями:
- В «Уголке родителей» вывешивается и периодически обновляется информация о пользе театрализованной деятельности, которая способствует творческому развитию, развивает воображение и фантазию, и способствует развитию речи ребёнка. Практический материал для небольшого театрального действия чтение потешек по ролям, разыгрывание сценок из знакомых сказок, совместно с ребёнком Участвуют в конкурсах афиш, пригласительных билетов, в совместных выступлениях. В изготовлении элементов костюмов, декораций для театрализованной деятельности. Изготавливают различные виды театра. Оказывают помощь в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей. Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов. Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и т. д).
- Участвуют в театрализованных постановках: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Под грибом».
Консультации: · «Театр – помощник в воспитании детей» · «Как устроить домашний театр для детей » · «Сказочные герои глазами детей » · «Роль художественной литературы в развитии речи детей » · «Пальчиковый театр своими руками»
Информационные файлы «Памятка. Поход в театр»
Папка-передвижка «Маршрут выходного дня. Всей семьей в театр»
Конкурсы «Театральная кукла», «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку».
Фотовыставка «В театре всей семьей»
Театрализованные представления с участием детей и родителей
- Родители и педагоги настоящие артисты
В ходе работы по развитию речи и творческих способностей дети стали больше проявлять активность и инициативность, развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи, появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи). Появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять. Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. При проведении анкетирования «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?», возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми. Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры. Выразили слова благодарности в тетради отзывов и предложений! А мы в свою очередь подготовили фотоотчёт.
В работе использую различную методическую литературу:
Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; 3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Москва, «Вако», 2011, 255 с.