Развитие творческих способностей у детей и взрослых

Консультация для педагогов с элементами практикума

«Развитие творческих способностей у детей и взрослых»

 

 Тихомирова Людмила Владимировна,

педагог-психолог МБДОУ № 20,

 г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия — короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.

Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям. Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

Креативность (от лат. creatio — «созидание») — это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика.

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

  1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
  2. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  3. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
  4. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье.

Так чему же нужно научиться, чтобы творить?

  • Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.
  • Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память.
  • Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

С целью изучения и развития творческих способностей детей рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки.

Приемы развития творческого мышления:

Незавершенные фигуры

Инструкция: Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

 

 

 

 

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий — более 5 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно).

Средний – 3-4 отдельных оригинальных фигуры

Низкий — 0 оригинальных фигур.

Решение необычных проблем

Инструкция: Подумайте и напишите, что будет хорошего и что плохого вам лично и другим:

  • все люди на Земле станут легкими, как пушинки?
  • если у одного из вас удлинится на время нос?
  • если волшебник увеличит человека в 10 раз?

Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;
— Это хорошо, а что в этом плохого?
— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

упражнение «Живой рассказ»

Ну а теперь нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – папа, мама, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы – папа, вы – автосигнализация и т. д.

Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки присущие тому или иному предмету.

Москва. Летнее утро. Все еще спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает сигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет еще громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пес. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг… А теперь давайте расскажем эту историю без слов. Итак, Москва, летнее утро…

 упражнение «Превращение»

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках карточки, на которых написаны названия предметов, состояний, любые понятия.

Например: сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т.д.
Инструкция: «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только не вербальными средствами, «сообщить Светлане, что написано на карточке».
Те, кто окажется в центре круга, и будет отгадывать слово, постарайтесь обратить внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас будут в ходе выполнения задания, и как они будут изменяться. По ходу выполнения задания отгадывающий может высказывать возникающие у него гипотезы и, как только называется правильное слово, тренер сообщает ему об этом.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.