Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Реализация эффективных практик в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» | ДЕТСТВО-ГИД

Реализация эффективных практик в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Из опыта работы

«Реализация эффективных практик в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Борисова Наталья Вениаминовна,

воспитатель МБДОУ № 10 г. Апатиты

г. Апатиты, Мурманской области

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Всё чаще и чаще педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи приходится сталкиваться с речевыми нарушениями, требующими длительной коррекции. Кроме того, у детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности.

Поэтому и процесс коррекции растягивается и педагогу в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребёнка на занятии, что приведёт к желаемому результату.

В связи с этим, главная задача педагога, работающего в речевой группе детского сада – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме из скучных «уроков» становятся интересной игрой и дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

 Представляем пособие, которое помогает преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова, фразы, предложения. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников и узких специалистов. Простота, компактность и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне. Материал используют как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.

Пособие представлено магнитными листами, сложенными «гармошкой» и отдельным набором картинок по лексическим темам.

Цель пособия: формирование и развитие речевой активности детей с особыми образовательными потребностями через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Способствовать пониманию речи детей, уточнять и расширять словарный запас.
  2. Формировать обобщающие понятия, практические навыки словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
  3. Побуждать детей к самостоятельному высказыванию. Учить в свободном общении передавать впечатления об увиденном, событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание знакомого литературного произведения, составлять рассказ-описание.

Варианты игр:

«Маленькие слова (предлоги)»

Задачи:

  1. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов.
  2. Учить правильно, строить предложения, используя нужный предлог.
  3. Уточнить пространственные отношения, выраженными предлогами.

Ход игры:

1 вариант – «Покажи и расскажи»

Педагог заранее составляет сюжетную картинку и предлагает ребенку ответить на вопрос: «Где расположен предмет?».   Педагог следит за тем, чтобы ребенок правильно отвечал на поставленный вопрос, употребляя нужный предлог. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.

2 вариант – «Сделай, как скажу»

Ребенок по словесной инструкции педагога располагает картинки, соблюдая их пространственное расположение. Например, поставь елку между девочкой и мальчиком, только, так чтобы мальчик был справа, а девочка слева от ёлки.

«Далеко-близко»

Задачи:

  1. Закреплять с детьми понятия: далеко – близко, справа – слева, вперед – назад.
  2. Учить детей находить линию горизонта и правильно располагать предметы относительно линии горизонта (перспектива: закрепить понятие «передний и задний план»).

Ход игры:

  1. вариант — «Оживи картинку»  

Ребенок раскладывает предметы относительно линии горизонта и называет, какие предметы расположены справа – слева, спереди – сзади.

2 вариант — «Далеко – близко»

Ребёнок выкладывает большие, средние по величине и маленькие деревья, елочки, кустики, домики, облака, машинки относительно линии горизонта и называет расположение предметов.

«Посмотри и запомни»

Задачи:

  1. Формировать пространственные представления у детей, побуждать к использованию в речи предлогов.
  2. Развивать зрительное мышление и концентрацию внимания, память.

Ход игры:

На «гармошке» раскладываются картинки, ребенок внимательно рассматривает то, что как расставлены картинки-предметы, затем отворачивается и отвечает на вопросы педагога, (по памяти называет пространственное расположение предметов: мяч лежит между ёлкой и берёзой).  Педагог несколько раз меняет расположение предметов.

«Исправь ошибку (нелепицы)»

Задачи:

  1. Формировать у детей зрительное восприятие, учить быстро находить ошибки и противоречия в изображении.
  2. Развивать внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, связную речь.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку посмотреть и объяснить все ли здесь находится на своем месте и правильно ли нарисовано. Далее ребёнок должен объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, то педагог использует наводящие вопросы: что на картинке нарисовано неправильно? Как должно быть на самом деле? Чтобы ты поменял?

«Расскажи сказку»

Задачи:

  1. Развивать у детей навык грамотного пересказа знакомого литературного сюжета.
  2. Развивать связную речь, интонационное оформление.
  3. Обеспечить возможность для самовыражения через игровое и словесное творчество.

Ход игры:

1 вариант – «Собери сказку»

Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Ребенок должен разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.

2 вариант – «Кто исчез?»

Педагог называет каждого персонажа сказки и ставит в ряд. Ребенок закрывает глаза, в это время педагог забирает одного из героев. Открыв глаза, ребенок должен назвать, кто исчез.

«Придумай свою сказку»

Задачи:

  1. Формировать у детей навык в придумывании сказки со случайно выбранными героями.
  2. Развивать диалогическую и монологическую речь.
  3. Стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов.

Ход игры:

1 вариант: каждый игрок вытягивает из колоды по две картинки, лежащие на столе рубашками вверх. На лицевой стороне изображены персонажи разных сказок и волшебные предметы. С выбранными персонажами ребенок должен придумать сказочныйсюжет и «зарисовать» его. А затем рассказать остальным игрокам свою сказку.

2 вариант: педагог называет главного героя сказки, а дети вытягивают по одной картинке и «зарисовывают», придумывая коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. Сказочные сюжеты зарисовываются. Каждый игрок рассказывает свою часть сказки.

Таким образом, многоцелевое использование игровых приёмов, разнообразные формы работы с наглядным материалом увеличивают эффективность коррекционной работы. Ведь каждый ребенок имеет огромный потенциал, а наша задача не упустить время, и раскрыть резервы ребенка, развить его личностные особенности на каждой стадии формирования.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.