Из опыта работы
«Реализация эффективных практик в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Борисова Наталья Вениаминовна,
воспитатель МБДОУ № 10 г. Апатиты
г. Апатиты, Мурманской области
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Всё чаще и чаще педагогам, работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи приходится сталкиваться с речевыми нарушениями, требующими длительной коррекции. Кроме того, у детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности.
Поэтому и процесс коррекции растягивается и педагогу в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребёнка на занятии, что приведёт к желаемому результату.
В связи с этим, главная задача педагога, работающего в речевой группе детского сада – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме из скучных «уроков» становятся интересной игрой и дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Представляем пособие, которое помогает преподнести ребёнку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова, фразы, предложения. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников и узких специалистов. Простота, компактность и мобильность использования позволяет играть с ребенком за столом, в дороге, на кухне. Материал используют как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.
Пособие представлено магнитными листами, сложенными «гармошкой» и отдельным набором картинок по лексическим темам.
Цель пособия: формирование и развитие речевой активности детей с особыми образовательными потребностями через игровую деятельность.
Задачи:
- Способствовать пониманию речи детей, уточнять и расширять словарный запас.
- Формировать обобщающие понятия, практические навыки словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
- Побуждать детей к самостоятельному высказыванию. Учить в свободном общении передавать впечатления об увиденном, событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание знакомого литературного произведения, составлять рассказ-описание.
Варианты игр:
«Маленькие слова (предлоги)»
Задачи:
- Упражнять детей в правильном употреблении предлогов.
- Учить правильно, строить предложения, используя нужный предлог.
- Уточнить пространственные отношения, выраженными предлогами.
Ход игры:
1 вариант – «Покажи и расскажи»
Педагог заранее составляет сюжетную картинку и предлагает ребенку ответить на вопрос: «Где расположен предмет?». Педагог следит за тем, чтобы ребенок правильно отвечал на поставленный вопрос, употребляя нужный предлог. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.
2 вариант – «Сделай, как скажу»
Ребенок по словесной инструкции педагога располагает картинки, соблюдая их пространственное расположение. Например, поставь елку между девочкой и мальчиком, только, так чтобы мальчик был справа, а девочка слева от ёлки.
«Далеко-близко»
Задачи:
- Закреплять с детьми понятия: далеко – близко, справа – слева, вперед – назад.
- Учить детей находить линию горизонта и правильно располагать предметы относительно линии горизонта (перспектива: закрепить понятие «передний и задний план»).
Ход игры:
- вариант — «Оживи картинку»
Ребенок раскладывает предметы относительно линии горизонта и называет, какие предметы расположены справа – слева, спереди – сзади.
2 вариант — «Далеко – близко»
Ребёнок выкладывает большие, средние по величине и маленькие деревья, елочки, кустики, домики, облака, машинки относительно линии горизонта и называет расположение предметов.
«Посмотри и запомни»
Задачи:
- Формировать пространственные представления у детей, побуждать к использованию в речи предлогов.
- Развивать зрительное мышление и концентрацию внимания, память.
Ход игры:
На «гармошке» раскладываются картинки, ребенок внимательно рассматривает то, что как расставлены картинки-предметы, затем отворачивается и отвечает на вопросы педагога, (по памяти называет пространственное расположение предметов: мяч лежит между ёлкой и берёзой). Педагог несколько раз меняет расположение предметов.
«Исправь ошибку (нелепицы)»
Задачи:
- Формировать у детей зрительное восприятие, учить быстро находить ошибки и противоречия в изображении.
- Развивать внимание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, связную речь.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку посмотреть и объяснить все ли здесь находится на своем месте и правильно ли нарисовано. Далее ребёнок должен объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, то педагог использует наводящие вопросы: что на картинке нарисовано неправильно? Как должно быть на самом деле? Чтобы ты поменял?
«Расскажи сказку»
Задачи:
- Развивать у детей навык грамотного пересказа знакомого литературного сюжета.
- Развивать связную речь, интонационное оформление.
- Обеспечить возможность для самовыражения через игровое и словесное творчество.
Ход игры:
1 вариант – «Собери сказку»
Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Ребенок должен разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.
2 вариант – «Кто исчез?»
Педагог называет каждого персонажа сказки и ставит в ряд. Ребенок закрывает глаза, в это время педагог забирает одного из героев. Открыв глаза, ребенок должен назвать, кто исчез.
«Придумай свою сказку»
Задачи:
- Формировать у детей навык в придумывании сказки со случайно выбранными героями.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов.
Ход игры:
1 вариант: каждый игрок вытягивает из колоды по две картинки, лежащие на столе рубашками вверх. На лицевой стороне изображены персонажи разных сказок и волшебные предметы. С выбранными персонажами ребенок должен придумать сказочныйсюжет и «зарисовать» его. А затем рассказать остальным игрокам свою сказку.
2 вариант: педагог называет главного героя сказки, а дети вытягивают по одной картинке и «зарисовывают», придумывая коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. Сказочные сюжеты зарисовываются. Каждый игрок рассказывает свою часть сказки.
Таким образом, многоцелевое использование игровых приёмов, разнообразные формы работы с наглядным материалом увеличивают эффективность коррекционной работы. Ведь каждый ребенок имеет огромный потенциал, а наша задача не упустить время, и раскрыть резервы ребенка, развить его личностные особенности на каждой стадии формирования.