Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Реализация культурных практик в детском саду | ДЕТСТВО-ГИД

Реализация культурных практик в детском саду

Сообщение из опыта работы:

«Реализация культурных практик в детском саду»

Чекунова Елена Александровна,

старший воспитатель МБДОУ №7 г. Апатиты

Актуальность

Актуальна ли стала для нас проблема необходимости внедрения культурных практик в ДОУ?  АКТУАЛЬНА…

В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Такие изменения предполагают, прежде всего, изменение статуса человека. «На смену социально-ролевому способу организации жизнедеятельности (традиционному для индустриального общества и подчиняющего личность функциональным императивам общественных структур) приходит социально-культурный тип бытия, более адекватный природе человека и превращающий его из «винтика» социальной машины… в субъекта социума и культуры»

  Взаимосвязь вопроса повышения качества образования с обновлением его содержания, основанным на приоритете становления культурных практик ребенка

      ФГОС ДО утвердили, что одним из приоритетов современной государственной образовательной политики Российской Федерации является повышение качества дошкольного образования.

Образовательная деятельность в современном детском саду, отвечающая требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально – эстетического и социально – этического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности.

      В соответствии со спецификой условий, работа ДОУ по теме реализации культурных практик в ДОУ ведётся  с учетом:

— Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 7 г. Апатиты с учётом Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

— Рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы МБДОУ № 7 г. Апатиты (с календарём памятных дат, праздников и событий).

Ценность культурных практик. Как мы их понимаем…

        Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Где используются культурные практики в условиях ДОУ:

— Совместной игре воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры).

— Организации творческих мастерских (предоставление детям условий для использования и применения знаний и умений.

— Организация детского досуга — вида деятельности, целенаправленно организуемого взрослыми для игры, развлечения, отдыха.

— Создание музыкально-театральных и литературных  гостиных (детских студий, клубов) – форм организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

— Восприятие художественной литературы.

Важная особенность реализации культурных практик:

– это применение принципа психологической комфортности умения организовать детскую деятельность, делая её игровой, импровизационной, веселой и радостной для каждого ребенка. С целью обеспечения данного условия наши педагоги следят за настроением детей, хвалят, подбадривают их, создают условия для творческого самовыражения (снимают чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так),

— это спонтанность импровизации,  либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.

 Основополагающим компонентом для реализации культурных практик в ДОУ является создание культурно-образовательной среды, которая включает:

  1. Культурно-образовательную среду,
  2. Культурно-педагогическую среду.

В нашем ДОУ созданы:

  1. Организация мини-музеев: «Русская изба»,
  2. «Центр русского народного искусства» (в группах ДОУ),
  3. «Народные ремёсла» (в группах ДОУ),
  4. «Быт саамского народа».
  5. Туристический уголок.

В ДОУ оформлены пролёты, переходы тематическими выставками и вернисажами. Направления: спорт, народное творчество и экология.

      В этом году в нашем детском саду созданы новые условия на территории учреждения для развития воспитанников (в рамках проекта на предоставление Гранта МО и науки  Мурманской области по преобразованию пространств ОО. Благоустройство территории ДОУ. Проект «Территория «Радости»). Направления: экология, трудовая и исследовательская деятельность, спортивное  развитие и деятельность, направленная на изучение ПДД.

      Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации  являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

Направления работы с воспитанниками:

1. Познание объектов, ситуаций, явлений.

Методы, которые здесь используются: наглядно-практические. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

2. Использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.

3. Преобразование объектов, ситуаций, явлений.

Основные формы работы – конкурс детско- родительского творчества.

4. Сознание новых объектов, ситуаций, явлений.

Основные формы работы – организация детских выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно).

Примерные виды и формы культурных практик

Возраст детейКультурная практикаВиды и формы работы
  Младший дошкольный   возраст  Совместная игра     воспитателя с детьми— Сюжетно-ролевая игра, — Режиссерская игра,  — Игра-инсценировка;  — Игра – драматизация;  — Игра-экспериментирование
 Старший дошкольный   возраст Совместная игра   воспитателя с детьмиВ старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)
  Младший дошкольный   возраст Творческая мастерскаяпроектная деятельность — мини-коллекционирование — образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка»
  Старший дошкольный   возраст  Творческая мастерскаяВ старшем дошкольном возрасте добавляются: — студийная, кружковая работа — творческие проекты — коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.Все
    Все возрастные группы  Досугипосиделки» — пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен. «Сам себе костюмер» (ряженье) — примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги. «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы; «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры; «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам; «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.
 Старший дошкольный   возраст Чтение художественной      литературы— группировка произведений по темам — длительное чтение — циклы рассказов — чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Формы работы при реализации культурных практик в ДОУ:

 Мастер-классы:

  1. Мастер-класс для педагогов: роспись «Саамская рукавичка», «Кукла —  куватка», «Куклы из травы», «Кукла-берегиня», «Кукла-хороводница», «Эко-сумка», брошь из ниток «Собачка».
  2. Уличные мастер-классы: «Украсим торт» (из снега), «Летняя панама в народном стиле», «Лавочка-читалочка: «Русские народные сказки» + консультирование родителей.
  3. Организация и участие в муниципальном смотре-конкурсе строя и песни «Аты-баты, шли солдаты…» (ежегодные призёры смотра).
  4.  «Семейные мастерские» в рамках родительских клубов (мастер-классы по  исполнению русских народных песен,  по изготовлению народных сувениров, игрушек, изделий для интерьера).
  5. Индивидуальные выставки и мастер-классы педагогов ДОУ в городской детско-юношеской библиотеке г. Апатиты: «Куклы в костюмах русских народных видов искусства»  (в стиле гжель, хохлома и др.), мастер-класс «Кукла-хороводница».

Инновационные дистанционные формы работы:

  1. Организация семейных онлайн-мастерских в соц.сети ВК (в родительских группах).
  2. Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников: мастер-классы на платформе  ZOOM.
  3. Семейные мастерские по кулинарии: «Семейные рецепты» (приготовление выпечки, салатов и др.).

Другие формы работы:

  1. Детское телевидение «Радость-тв». Рубрика «Юные умельцы» (в процессе становления).
  2. Вернисажи детско-родительского творчества «Русская матрёшка», «Самовар-самоварович», «Русский кокошник».
  3. Проведение в группах серии открытых ООД в рамках тематического семинара: «Русское народное творчество» («Золотая  хохлома», «Мастерская « Гжель, «Филимоновские и богородские игрушки», «Глиняная Дымка». «Жёстовские подносы», «Эх, валенки, да валенки…», «Павло-посадские платки», «Чудо береста», «Русская берёзка», «История чаепития на Руси» и др.)
  4. Фестиваль русских народных игр «Народный баттл».
  5. Народные праздники: «Масленица», «Колядки», «Праздник урожая».
  6. Праздник «День рождения детского сада».
  7. Семейный забег «Марафон «Радости», развлечение «Зимняя семейная Олимпиада — 2024».
  8. Спортивные соревнования по футболу среди воспитанников ДОУ г. Апатиты «Апатитские звёздочки футбола».
  9. Спортивно-познавательный праздник «Саамские забавы» (региональный компонент).
  10. Фестиваль народных ремёсел педагогов и семей воспитанников.
  11. Цикл спортивно-патриотических  развлечений «Школа молодого бойца».
  12. Организация мастерских народного творчества  в дошкольных группах и мини-музее «Русская изба».
  13. Виртуальные экскурсии по российским городам, где зарождались и развивались народные промыслы.
  14. Создание базы интерактивных игр по русскому народному творчеству.
  15. Изготовление пасхальных яиц для участия в муниципальном конкурсе «Пасхальное яйцо» (совместное творчество педагогов и  воспитанников)
  16. Театральная студия «Театральная мозаика». Театрализация русских народных сказок (совместные представления родителей и воспитанников).
  17. Использование технологии адвент-календарей в работе с детьми и родителями.
  18. Интервьюирование родителей по вопросам формирования у детей любви к русскому народному искусству.
  19. Проектная деятельность ДОУ по формированию основ народного творчества.
  20. Издательство «Радость»: «Народные рецепты» (книжки-малышки, буклеты, газеты с консультациями, рекомендациями и рецептами для родителей).
  21. «Семейные мастерские» (мастер-классы по выпечке печенья, приготовлению варенья; исполнение русских народных песен).
  22. Социальная акция для членов организации «Дети войны» (концерт «Ой, вставала я ранёшенько…»)
  23. Изготовление пасхальных яиц для участия в муниципальном конкурсе «Пасхальное яйцо» (совместное творчество педагогов и  воспитанников)
  24. Театральная студия «Театральная мозаика». Театрализация русских народных сказок (совместные представления родителей и воспитанников).
  25. Проектная деятельность ДОУ.
  26. «Семейные посиделки» в рамках родительских клубов в группах ДОУ.
  27. Индивидуальные выставки педагогов ДОУ в городской детско-юношеской библиотеке г. Апатиты: «Куклы в костюмах русских народных видов искусства»  (в стиле гжель, хохлома и др.), мастер-класс «Народная кукла».
  28. Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников: мастер-классы на платформе  ZOOM.
  29. Организация семейных онлайн-мастерских в соц.сети ВК (в родительских группах).
  30. Интервьюирование родителей по вопросам формирования у детей любви к русскому народному искусству.
  31. Издательство «Радость»: «Народные рецепты» (книжки-малышки, буклеты, газеты с консультациями, рекомендациями и рецептами для родителей)

Детское телевидение «Радость-тв». Рубрика «Юные умельцы».

Мастер-классы для родителейпо изготовлению народных сувениров, игрушек.

 Вывод:

     На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Таким образом, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.