Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников

Консультация для родителей

«Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников»

Табаева Ольга Георгиевна,

 воспитатель МБДОУ № 224,

г. Красноярск

Лепка — одно из самых увлекательных и занимательных занятий для ребенка. В наше время технологий дети все больше увлечены гаджетами: телефонами, планшетами, компьютерными играми, и в этом часть вины и самих родителей. А попробуйте вместе с чадом взять в руки кусочек пластилина или глины, и вы уже сами заинтересованы в результате того, что получится у вас в результате процесса.

Лепка способствует развитию, это одно из значимых занятий в обучении и развитие вашего ребенка. Ребенок видит, может потрогать, прочувствовать, внести что-то новое, добавить элементов в то, что он создал. Такое увлекательное, а в тоже время простое и занимательное увлечение детей хорошо воздействует на развитие ребенка в комплексе.

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей, совершенствует координацию движений, точности в выполнении действий. Все это важно для развития мелкой моторики рук, для дальнейшей подготовки руки к письму, к учебной деятельности ребенка. Работа с пластилином-это еще и творческое развитие, возможность с каждым разом усовершенствовать свои результаты, удовлетворять любознательность малыша. Совершенствовать воображение, умение фантазировать.

Знакомство с пластилином и другими материалами для лепки рекомендовано начинать в возрасте 2 лет и обязательно под присмотром взрослых. Начинать можно с малого, простого, а затем шаг за шагом добавляя новые приемы и технику.

Польза пластилина, для мелкой моторике заключается в самой лепке, в ее процессе, а не в достижение результатов. Очень важно, чтоб ребенок мял пластилин, отрывал от большего куска меньше, катал их между ладошками, прищипывал пальчиками, скатывал пальцами рук, вытягивал.

Также стоит обратить внимание на то, чтобы, во время процесса, у ребенка были задействованы обе руки. Для упрощения и интереса ребенка, в занятие можно и нужно добавить игру. Занятие лепкой является и занятием по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения различных действий с пластилином ведется непрерывный разговор, складывается диалог. Такая игровая организация деятельности ведет к стимулированию речевой активности, организации диалога с собеседником, либо с игрушечным персонажем. Занятие лепкой позволяет закрепить и уточнить все усвоенные знания ребенка, а также расширить их, закрепить знания о величине, форме, количестве, расширить знания в цветовой гамме, закрепить навыки ориентации в пространстве, такие понятия как: «около», «с верху», «с низу».

Когда у ребенка уже сформированы основные навыки лепки, появляется большей возможности для самостоятельной работы. Это также способствует развитию воображения, мышления, развивает глазомер и чувство пропорций, воспитывает аккуратность, формирует эстетический вкус, позволяет ощущать гармонию окружающего мира, творческое начало личности. Но не стоит забывать о том, что ребенку необходимо значимое внимание взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из мотиваторов для дальнейшего побуждения к деятельности, развитию и достижению результатов. Но не стоит только хвалить ребенка, иначе это приведет к тому, что ребенок будет не субъективно оценивать свою работу.

Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Даже в создании самых простых форм и фигур — это уже для него творческий процесс, в котором он испытывает эстетическое наслаждение.

О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В.Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Также В. Сухомлинский и Б. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество — это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекает не только действие с материалами, но и полученный результат в данной деятельности.        Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желания самовыразиться. И в данный момент необходимо оказать поддержку и педагогам, и родителям. В настоящее время педагоги и специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, в частности с развития движения в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти рук принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Тем самым, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо развивать и тренировать руки. Развитие мелкой моторики еще и важно потому, что вся дальнейшая жизнь требует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять ряд разнообразных бытовых и учебных целей.

 П. Сакулина и Т.С. Комарова, кроме всего прочего, считали и подчеркивали неоценимое значение лепки в подготовке детей дошкольного возраста к школе, в процессе занятия у дошкольников формируется качество необходимые для обучения.

Выбор пластилина сейчас огромен, это и восковой, и шариковый, и светящийся, любых цветов и оттенков. Начинать можно и нужно с самого простого, самым простым способом; скатывание жгутиков, шариков, вытягивание, катание колбаски. Когда малыш совсем усвоиться, можно разнообразить лепку добавлением листочков, прутиков и шишек. Очень интересна и проста лепка «жгутиками», где выдумки и фантазии нет предела. Таким способом можно создать целые картины.

 Также детей постарше можно познакомить с методом лепки-пластилинография. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Дайте ребенку кусочек пластилина, и он удивит вас своей выдумкой и фантазией, главное не ограничивать такими фразами, как “у тебя ничего не получиться”, “это слишком сложно для тебя”.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.