Из опыта работы
«Роль «сухого плавания» в подготовке дошкольников к занятиям в воде»
Иванова Елена Викторовна,
инструктор по физической культуре МБДОУ № 7,
пгт Никель Мурманской обл.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависит от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации.
Могут быть выделены несколько этапов обучения.
Первый этап: начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами.
Второй этап: связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно.
Основное содержание занятий составляют физические упражнения и игры. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно – воспитательный эффект. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнения. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче.
Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих.
В своей работе я использую упражнения по обучению плавания детей дошкольного возраста на суше (сухое плавание) с элементами дыхательной гимнастики. Применение упражнений способствует формированию специфического двигательного опыта дошкольников (обучение навыку плавания); укреплению здоровья и закаливанию организма детей; обеспечивает создание условий эмоционального благополучия воспитанников. Эти упражнения полезны сами по себе и физически развивают ничуть не хуже, чем занятия с гантелями, эспандерами и гирями. Применение упражнений позволят поддерживать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, разбираться в собственных ощущениях и впечатлениях.
Приведу несколько примеров упражнений на суше, образно-игровой формы:
Упражнение «Морские фигуры»
Цель: развитие силы мышц.
Морская звезда — лечь на живот, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь.
Морской конек – сесть на пятки, руки за голову.
Краб – передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь.
Дельфин – лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в замок.
Цель: развитие гибкости
Улитка – упор лежа на спине, касание ногами пола за головой.
Морской лев – упор сидя между пятками, колени врозь.
Медуза – сед, ноги врозь, с наклоном вперед до касания руками стопы.
Уж – сед с предельно разведенными врозь ногами, руки на пояс.
Морской червяк – упор стоя, согнувшись.
Подвижная игра: Море волнуется.
Цель: развитие воображения и двигательной памяти.
Образно-игровая форма упражнений в стихах и загадках.
Упр. «Две лягушки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания, гибкости.
Дети прыгают, как лягушки, с выносов прямых рук вперед вверх.
Видим, скачут по опушки
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Упр. «Цапля»
Цель: формирование и коррекция осанки, развитие внимания.
Ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями.
У меня ходули – На одной ноге стоит,
Не страшно болото. В воду пристально глядит.
Лягушат найду ли? Тычет клювом наугад —
Вот моя забота. Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Упр. «Морская звезда»
Цель: развитие силы мышц.
С неба звездочка упала,
В море синее попала,
И теперь морской звездой
Поселилась под водой.
Упр. «Медуза»
Цель: развитие гибкости.
Сесть – с наклоном вперед до касания руками стопы, ноги врозь.
Динамическое упр. «Медуза»
Цель: профилактика сколиоза.
И.П. – лежа на животе, раздвинув в стороны ноги и руки. Поднять руки, ноги, голову держать на 4 счета. Затем медленно опустить на пол и немного расслабиться.
Игровое упр. «Морж»
Цель: укрепление осанки.
Дети, подражая моржам, ползут друг за другом, подтягиваются на руках.
Вы узнаете моржа –
Бивни, словно два моржа!
Но моржи и для красы
Носят бивни – как усы!
Морж все время закаляется –
В ледяной воде купается.
Упр: «Ёж»
Цель: освоение техники задержки дыхания.
Сгруппироваться, перекаты вперёд – назад.
Парные упражнения для разминки при обучении плаванию
В старшем дошкольном возрасте при обучении плаванию значительное место отводится парным упражнениям, выполняемым во время разминки для разогрева основных мышечных групп. Применение парных упражнений позволяет поддержать у детей интерес к их выполнению, способствует формированию дружеских отношений, развивает умение слушать своего партнёра, подстраивать свои действия под действия товарища, приучает выполнять движения в общем темпе, синхронно, с единой амплитудой и интенсивностью. В парной тренировке в работу активно включается вестибулярный аппарат: выполнение многих упражнений требует от детей способности удерживать равновесие, а значит, будет развиваться координация.
Упр. «Калач»
ИП – стоя спиной друг к другу, руки переплести и поставить на пояс.
1 – синхронный поворот головы вправо;
2 – ИП;
3 – то же влево;
4 – ИП.
Упр. «Каноэ»
ИП – сидя на корточках, руки в стороны, слегка наклониться вперёд.
1 – выпрямить спину, макушкой тянуться к потолку, руки параллельно полу.
2 – ИП.
Упр. «Насос»
ИП – один ребёнок сидит на корточках, другой стоит в основной стойке, оба держат друг друга за руки.
1 — первый ребёнок встаёт, второй – садится. Партнёры помогают друг другу.
2 – ИП.
Упр. «Окошко»
ИП – стоя напротив друг друга, руки в стороны, макушкой тянуться вверх.
1 – наклон в сторону, одну руку – вверх, другую – вниз, смотреть в сторону наклона;
2 – то же в противоположную сторону.
Упр. «Пилим дрова»
ИП – сесть лицом друг к другу, ноги врозь, пятки соединить, держаться за руки.
1 – наклон первого партнёра вперёд, второй тянет его на себя.
2 – аналогичные действия выполняются другим партнёром.
Упр. «Кувшинка»
ИП – сидя по-турецки, руки в стороны, лодочкой.
1 – наклон в сторону, одну руку – вверх, другую – вниз, смотреть в сторону наклона.
2 – в другую сторону.
Упр. «Тачки»
ИП – один ребёнок ложится на коврик, руками опирается в пол; другой – стоит, держа первого за ноги.
1 – 6 – первый ребёнок передвигается на руках, второй помогает ему, держа за ноги. Затем партнёры меняются местами.
Правильное дыхание при выполнении упражнений – необходимое условие полноценного физического развития. При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего, надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать надо через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.
Для освоения физических упражнений с элементами дыхательной гимнастики необходимо решить следующие задачи:
- повысить общий жизненный тонус ребёнка, сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной система;
- развивать дыхательную мускулатуру, увеличить подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшить лимфо- и кровообращение в легких, улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы.
Я использую дыхательную гимнастику, которая оказывает положительное влияние на все системы организмы: эндокринную, дыхательную, кровеносную, пищеварительную, мочевыводящую, нервную. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее «вечернее» и мобилизующее «утреннее» дыхание.
Успокаивающее дыхание способно погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение. Этот тип дыхания может нейтрализовать последствия конфликта, снять предстартовое волнение и помочь расслабиться перед сном.
Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания.
С тонизирующим эффектом
Упражнение 1. Мобилизующее дыхание
ИП – стоя или сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из лёгких, затем сделать вдох. Задержать дыхание на 2 с, выдох такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличить фазу вдоха.
Упражнение 2. «ЗАМОК»
ИП – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях в положении «замок». Сделать вдох, одновременно поднять руки над головой ладонями вперёд. Задержка дыхания (2с.), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
С успокаивающим эффектом.
Упражнение 1. «ОТДЫХ»
ИП — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабить плечи и шею, голову и руки опустить к полу. Дышать глубоко, следить за дыхание. Находиться в таком положении в течение 1-2 минут. Затем выпрямиться.
Упражнение 2. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий предлагает детям надуть воображаемые шарики: «Вдохните, поднесите «шарик» к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы, надувайте его. Следите за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются на нем узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите шарику друг другу».
Упражнение 3. «ПЕРЕДЫШКА»
В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можно даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием.
Упражнение 4. «ШТАНГА»
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола, приподнимите её на вытянутых руках. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем ещё раз.
Вывод: «Сухое плавание», т.е. упражнения на суше, во-первых, играют существенную роль в подготовке организма ребёнка для занятия в воде.
Во-вторых: в процессе выполнения упражнений есть возможность доступно объяснить ребёнку его технологию, уделить больше времени его изучению и совершенствованию.
Научившись выполнять движения на суше
— ребёнок легко воспроизводит его в воде;
— легко справляется с сопротивлением воды;
— повышается объём двигательной активности;
— закаливающая процедура, которая способствует укреплению здоровья детей.