Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
СаундБим и классическая музыка в коррекционной работе с детьми с ОВЗ | ДЕТСТВО-ГИД

СаундБим и классическая музыка в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Из опыта работы

«СаундБим и классическая музыка в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

 Попова Лариса Юрьевна,

                                                    музыкальный руководитель ГОБУЗ «ОСДР»

г. Апатиты Мурманской обл.

        Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

      Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в учреждении придается музыкальной деятельности, то есть музыкальной терапии. Это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании воспитанников, которая помогает преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

     Музыкальная терапия, как лечебная практика, получила распространение во всем мире и имеет греко – латинское происхождение — что означает «исцеление музыкой». 

     Музыкальную терапию активно использую в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она помогает мне выйти на контакт с ребёнком, а также создаёт условия для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии, даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка, создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.

     Основной целью музыкальной терапии у детей с ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.

Музыка — это невероятно творческий процесс. Когда мы берёмся за инструмент и извлекаем из него красивый звук, мы отрабатываем умение и понимание того, как можно создать нечто из ничего. Очевидно, что инструмент является лишь способом проявления креативности. Один из таких инструментов является СаундБим.

       СаундБим (SoundBeam) — это система, известна, как «музыкальный луч», позволяющая извлекать различные звуки из этого музыкального инструмента не касаясь его. Он содержит в памяти широкий набор инструментов и звуков и посылает поток ультразвуковых импульсов. Сигнал, отраженный от любого предмета, который прерывает этот невидимый луч, возвращается обратно, как эхо. Длина каждого луча варьируется до 6 м.

СаундБим дает возможность воспитанникам с различными физическими возможностями и уровня подготовки музицировать практически любому пользователю, даже при максимальной ограниченности его физических или умственных способностей. Даже самые маленькие движения пользователя в луче воспроизводят музыкальные фразы или звуки, как будто музыкант играет на невидимом инструменте!

Чувство независимости и контроля над происходящим является мощным мотиватором, стимулирующим процесс обучения и общения в других сферах жизни.

СаундБим открывает горизонты для творения многообразных вещей. Он даёт возможность программировать собственные звуки и использовать сотворенные самими исполнителями звуки и комбинации, слагая их вместе и сочиняя композиции для себя или для выступлений. Играть на этом музыкальном инструменте, можно не просто хаотично извлекая звуки, а можно их выстроить в гармонично звучащую последовательность — в этом и есть весь смысл музыки.

Создать музыку — значит найти способ соединить одиночные звуки вместе так, чтобы получилась красивая мелодия.

Исследователи считают, что «музыка, которую мы слушаем в раннем детстве сохраняется в виде некой системы мелодий». Если впоследствии мы слышим мелодию с похожим звучанием, то она чаще вызывает приятные впечатления.      

В свете современных тенденций наблюдается низкий интерес родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих) и обучающихся к произведениям классиков, и просто классической музыке, поэтому формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.  И здесь нам помогают шедевры классической музыки, которые дают детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.   С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.                                                                                  

В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей (законных представителей или лиц, их заменяющих), которые сами выросли без нее. В связи с этим проблема развития детей дошкольного возраста посредством слушания классической музыки становится актуальной. Поэтому в работе с детьми с системой СаундБим, я решила обратиться к классической музыке известных композиторов: Бетховена, Моцарта, Ф. Госсека и др.  

Произведения Моцарта универсальны, они рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, во время восстановительного периода. Причём лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название «эффект Моцарта».                                                                                                                                     

 Мной разработан цикл занятий, о данном инструменте. Пробуем с ребёнком поэкспериментировать на нём — извлекать самостоятельно разные звуки. Затем мы говорим о звуках разной длины, о разделах в музыке, композиторах, попутно давая знания по музыкальной грамоте. Использую метод совместного действия при выполнении задания вместе с ребёнком — «рука в руке» ритмически организуя движения мелодии. Предоставляю   ребёнку относительную свободу в игре на СаундБине, в сопровождении классической музыки, помогая ребёнку движениями рук на расстоянии, как дирижёр.

 Воспроизведение музыки учит нас визуализировать все свои наблюдения и знания о звуках и понять, какой именно узор из них мы должны сложить.   Мы начинаем осознавать то, как соединяются между собой звуки, почему это — гармония, а это — какофония (др.-греч. κακός – «плохой» + φωνή – «звук») — сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение.

Занятия СаундБин проходят в индивидуальной форме с каждым воспитанником по назначению врача невролога, так и  групповые «Оркестр и СаундБим» с использованием ритмической разминки; упражнения для развития мелкой моторики, упражнения  для развития речевых и мимических движений; а так же детские музыкальные инструменты, которые способствуют решению следующих коррекционных задач: развитие внимания, памяти, чувства ритма, координации движений, развитие   моторики -которые важны были для индивидуального и совместного исполнения произведений.

Колокольчики — В.А. Моцарт «Волшебная флейта»

Правильно извлекать звуки из СаундБина сложно ещё и потому, что это комплексная задача для мозга. Он постоянно координирует моторику с тем, что музыкант воспринимает на слух.

Используя в коррекционной работе с детьми систему Саундбим, мы помогаем им:

— Стимулировать владение своим телом.

—  Выработать уверенность пространственного движения.

— Расширить диапазон движений.

— Стимулировать слух, внимание и концентрацию.

— Открыть для себя мир сочинения музыки и музыкальной импровизации.

— Улучшить навыки общения.

— Развить воображение через движение и звук.

— Получить ощущение достигнутой цели.

— Просто развлечься.

— помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками 

  процесса;

— помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания 

  легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; — музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усили-

  вающим осознание;

 — косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство 

  внутреннего контроля и порядка.

      Таким образом, такие занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.