Применение основных принципов М. Монтессори в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях специализированного Дома ребенка

Из опыта работы

«Применение основных принципов М. Монтессори в коррекционной работе с детьми с ОВЗ в условиях специализированного Дома ребенка»

Платонова Оксана Николаевна,

воспитатель коррекционной педагогики Монтессори-класса

 ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей

 с органическим поражением ЦНС с нарушением психики»

г. Апатиты Мурманской обл.

Одним из важных направлений деятельности каждого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. В связи с этим, возникает необходимость использования новых педагогических технологий, способствующих укреплению здоровья детей. Ученые предлагают различные оздоровительные системы, программы, технологии (М. Я. Студеникин, А. Г. Сухарев, Ю. Ф. Змановский, Ю. Н. Вавилов, В. К. Волков), разнообразные методы оздоровления и снижения заболеваемости дошкольников (Л. А. Бабенко, В. М. Степанов, О. В. Мелентьева, Л. С. Кабаненко и др.). Особое место в дошкольном образовании занимают здоровьесберегающие технологии, направленные на обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание у него валеологической культуры.

Программа дошкольного образования предполагает выбор здоровьесберегающих педагогических технологий. Этот выбор определяется интересами и профессиональной компетентностью педагогов каждого дошкольного учреждения. Одной из здоровьесберегающих технологий ГОБУЗ «ОСДР» является система Марии Монтессори, содержащая формы и принципы здоровьесберегающего обучения детей дошкольного возраста.

Педагогика М. Монтессори представляет собой целостную педагогическую систему, включающую концепцию и технологию воспитания и обучения детей. В основе концепции заложены идеи гуманизации и демократизации, воспитания самостоятельной личности. Работа с детьми строится на принципах заложенных в программе: гуманизации, индивидуализации, природосообразности, оздоровительной направленности педагогического процесса.

Одним из основных принципов образовательной работы с детьми в системе М. Мотессори является принцип природосообразности и индивидуализации, который предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их способностей, потребностей, интересов, предпочтений в разных видах деятельности.

Система М. Монтессори, в целом, относится к здоровьесберегающим технологиям, поскольку структура образовательного процесса по методу Монтессори способствует предупреждению у детей состояний переутомления, гиподинамии, прочих негативных проявлений оказывающих отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка-дошкольника.

Метод Монтессори заключается в «свободной работе» (с дидактическими материалами) детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. В подготовленном (педагогом) окружении ребенок проявляет возможности собственного развития через самостоятельную деятельность. Монтессори-среда стимулирует проявление у ребенка активности, самостоятельности, инициативы. Вследствие этого, у него не возникает желания отстаивать, «отвоевывать» у взрослого собственное право на самореализацию, на «жизнь» в соответствии со своими потребностями и возможностями. Ребенок, находящийся в состоянии внутреннего комфорта, раскрывает воспитателю свои способности.

Самостоятельная детская деятельность, воспитание и обучение дошкольников в Монтессори-классе организуются педагогом в таких формах, как: «свободная работа» с дидактическим материалом, презентации, «ходьба на линии», беседы на «круге», «упражнения в тишине», работа по проектам. Педагог проводит работу индивидуально, в малых подгруппах или со всей группой одновременно, в зависимости от задач и содержания.

Основными целями планирования работы с детьми является обеспечение разностороннего гармонического развития ребенка и его комфортного самочувствия, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развития разнообразных двигательных и физических качеств.

Эффективность разнообразных форм и методов здоровьесберегающей технологии обеспечивается их педагогически целесообразной «встроенностью» в общую систему, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

«Свободная работа». Данной формой работы в Монтессори-педагогике называется деятельность детей с материалами автодидактического характера. В соответствии с собственными интересами и предпочтениями, ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает материал и упражняется с ним до того момента, пока не получит удовольствие от работы. Самообучаясь, ребенок определяет для себя время (продолжительность деятельности), темп работы, нагрузку (работает столько, сколько захочет). Педагог не вмешивается в деятельность ребенка, он наблюдает, оказывает помощь в том случае, если его об этом просят, или что-либо угрожает здоровью ребенка.        

«Презентация материала». Проводится индивидуально с каждым ребенком. Педагог показывает рациональный способ работы с дидактическим материалом, предлагает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале. Демонстрируя дошкольнику последовательность действий с материалом, педагог проявляет личную заинтересованность, что способствует поддержанию интереса и внимания. Овладев способом действий, ребенок может заниматься с материалом самостоятельно, осваивая при этом новые варианты его использования (упражнения), или обучая приемам работы с пособием другого. Презентация, как правило, проводится тогда, когда ребенок готов к освоению нового материала.

Особое внимание уделяют обогащению предметно-развивающей среды, ее наполнению дидактическими Монтессори-материалами, предоставляющими каждому ребенку возможность развиваться в собственном темпе, сохраняя здоровье. Учитывая эффективность использования дидактических материалов в работе с дошкольниками с целью сохранения здоровья детей, педагог осуществляет работу с детьми в соответствии с принципами использования материалов (свобода выбора, содействие самостоятельной деятельности, самоконтроль).

«На круге». В Монтессори-классе дети ежедневно работают на «круге». По содержанию утренние круги являются занятиями, на которых дошкольники узнают о чем-то новом, делают открытия, общаются, выполняют совместную работу. Педагог заинтересовывает, увлекает детей, тем самым приглашает их к общению, но не принуждает. Совместно с ребятами вырабатываются правила общения и взаимодействия на «круге». Например, на «кругах» по валеологии («Наша защита – кожа», «Слушай во все уши», «Лечебная ценность лекарственных трав», «Витаминная азбука», «Уроки Мойдододыра») дошкольники постепенно овладевают навыками здорового образа жизни: осознают необходимость соблюдения режима дня, здорового питания; выполняют утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры; одеваются в соответствии с сезоном, погодными условиями. Организуя общение на «круге», педагог знакомит дошкольников с основами безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. Так, например, на «Уроке безопасности», дети совместно со взрослым определяют и формулируют правила безопасного пользования бытовыми приборами, орудиями труда в детском саду и дома. Правила оформляются в виде рисунков, плакатов и размещаются на стенде.         «Упражнения в тишине». С целью снятия у детей напряжения и симптомов перевозбуждения, эффективным является использование «упражнений в тишине». Это специальные упражнения, при выполнении которых дети в течение 1-2 минут слушают звуки «окружающего мира». Уроки тишины способствуют развитию чувственного восприятия слуховых и зрительных образов.

«Ходьба на линии». Специфической формой воспитания и обучения дошкольников по методу М. Монтессори является «ходьба на линии». Под музыкальное сопровождение дети с удовольствием выполняют разнообразные ритмические и танцевальные движения, учатся грациозно ходить и переносить различные предметы (коробочку, платочек, свечу и пр.). Упражнения способствуют развитию у ребенка координации движений, уверенности в себе, самостоятельности.

Эффективность образовательной работы, направленной на развитие личности и оздоровление дошкольников, зависит от создания развивающей среды в дошкольном учреждении. Организуя развивающую предметнопространственную среду, соответствующую физическому и психическому развитию детей дошкольного возраста, педагог создает условия для их самостоятельной деятельности.

Таким образом, с целью обеспечения саморазвития, самореализации личности ребенка, возможности сохранения и укрепления здоровья актуальным остается использование педагогической системы М. Монтессори в условиях современного дошкольного учреждения.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.