Конспект образовательной деятельности
«Сказочный мир»
для детей старшей группы
Савинская Екатерина Фёдоровна,
МБДОУ №136,
г. Мурманск
Программное содержание:
- Выявлять и обогащать знания детей о сокровищах народной мудрости – сказках, раскрывая перед детьми неисчерпаемый мир сказок, волшебных вымыслов.
- Вызвать чувство радости и интерес к русским народным сказкам мира.
- Развивать связную грамотную речь, умение поддерживать беседу.
- Воспитывать умение ценить и любить народное достояние.
Демонстрационный материал: платок для бабушки, очки, декорация кукольного театра, интерактивная доска, скамейка (нарисованные сказки), персонажи сказок, колодец, сундук, запись со сказкой.
Ход образовательной деятельности:
Дети прилетают на «ковре – самолете»:«Мир вам и мы к вам».
Воспитатель встречает детей «Милости прошу к нашему шалашу».
Нравится в мире сказок? Красиво, сказочно. Неправда ли? Здесь. В сказочном мире сегодня будут звучать сказки, сказки, сказки…, раскрывая перед вами неисчерпаемый мир волшебства. Сказки будут вас радовать красотой слова, зажигать веселым смехом, волновать глубиной мыслию. И здесь вы встретитесь с героями любимых сказок…
«Сядем рядком, да поговорим ладком.
И я с вами посижу, да на вас погляжу».
Слышали вы когда – нибудь, как деревенские сказочницы рассказывают сказки?
Послушать бабушек – сказочниц удается далеко не всем. А рассказывают они занятно. Ребятишки, такие же как и вы, набегавшись за день, так и кружат вокруг бабушки: «Бабушка, расскажи сказку».
Воспитатель надевает очки, платок – она бабушка.
«Нету у меня сказок – приходил дед – овес, он все сказки унес».
«Бабушка, расскажи» — не унимаются ребятишки.
«Ну, слушайте».
«Жили – были два ежа. Вот и сказка и вся». Как такая сказка называется? (сказки – коротышки). Много у бабушки сказок – коротышек:
«Кто волшебный платок поймает, тот и сказку начинает»
Дети: «Дед Еромил в речке рыбу ловил, уловил карася. Вот и сказка вся».
«Не такую, бабушка, другую».
Ну вот вам чего и лучше:
Дети: «Как под мельницей, под веретельницей подрались два карася. Вот и сказка вся».
Воспитатель: «Расскажи, бабушка, длинную – предлинную сказку. Как ты не понимаешь?»
Бабушка: «Длинных сказок у меня много, каждую хоть до утра рассказывать можно. Слушайте же. (Слушание сказки «Лягушка – квакушка»).
«Жила в болоте лягушка – квакушка. Прыгнула Квакушка на мост – завязила в тине хвост; дергала, дергала — выдернула хвост, выдернула хвост – завязила нос. Дергала – дергала – вытащила нос. Выдернула нос – завязила хвост. Ищут соседку лягушку: «Где наша подружка Квакушка», «Прыгнула Квакушка на мост – завязила в тине хвост…..Да так, хоть всю ночь и рассказывай».
-Как эти сказки называются? (докучные, бесконечные).
— Помните сказку про царя?
Дети: «Жил – был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не начать ли сказочку сначала?»
Чем ни сказка? Повторяй, пока нравится.
А слыхали сказку про Дениса и Бориса?
Дети: «тетушка Ненила кашу варила, Денис да Борис из –за каши подралися. Мочала, Мочала, начинай сначала».
Вон сколько мы знаем с вами бабушкиных «докучных» сказок. И в одну такую сказку поиграем.
Физминутка
Спят медвежата. Проснулись.
«Встал медведь на колоду, да и в бултых в воду. Уж он мок, мок, мок. Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох. Сел на колоду- бултых в воду. Уж он мок….» да так все мокнул и сохнул».
А сейчас я приглашаю вас на настоящую сказку. Но сказка начинается (вместе) с присказки. А для чего присказка сказочнице? (Чтобы слушатели насторожились, заинтересовались тем, что будет дальше). А с чем народ сравнивает присказки?
«Без присказки сказка, что блин без подмазки».
Ребенок медленно, плавно, мерным голосом:
«За ступенькою ступенька – станет лесенка.
Слово к слову ставь складенько – будет песенка.
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку».
Показ детьми «Лиса и козел» (куклы лиса и козел, колодец).
Воспитатель: «В сказке ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок».
— Чему научила вас эта сказка?
Включаю интерактивную доску. На экране лисичка здоровается: «Отгадайте, из какой я сказки?»
- «Лиса и козел» – нет.
- «Лисичка – сестричка и серый волк» — нет.
- «Лисичка со скалочкой»- нет
- «Лиса и рак» — нет.
- «Снегурушка и лиса» — нет.
- «Лиса и собака» — нет.
- «Кот, петух и лиса» — нет (отгдалаи)
«Во всех сказках я хитрая, а в одной я добрая». – Назовите эту сказку.
Знакомые сказки. Назовите.
- «Кот, петух и лиса»
- «Колобок»
- Незнакомая. Придумайте название сказке. И мы с вами в следующий раз сочиним свою сказку.
А сейчас посмотрите отрывок из любимой сказки. Но сначала звучит присказка:
«В некотором царстве, в некотором государстве, как –то раз снег горел, соломой тушили. Много народу покрушили…» — Это еще не сказка, а присказка. Сказка будет впереди, когда хлеба поедим, хлеба, да пирога, да поддержим за рога».
«Без присказки сказка, что блины без подмазки».
-Догадались, что за сказка? («Маша и медведь»).
Какой была Машенька в этой сказке?
Кто хочет быть такой же смелой, умной, умелой, как Маша из сказки «Маша и медведь»?
-Я вас приглашаю на экскурсию по сказкам (сделать выставку кукол из знакомых сказок).
-Назовите сказку и какой сказочный герой отсутствует?
Например: «Волк и семеро козлят» (поставить 6козлят)
-А заканчиваются сказки затейливыми (все вместе) концовками.
«Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец».
«Так они живут, прянику жуют».
«Медком запивают, нас с вами поджидают».
-Дети. Не забывайте сказки – ценнейшее сокровище народной мудрости, берегите их и передавайте друг другу. Любите и цените сказки. Они научат вас быть смелыми, добрыми, умными.
Доброе пожелание детям и гостям:
«Будьте здоровы на сто годов, живите и поживайте, да добра наживайте».