Формирование основ экологической культуры у воспитанников дошкольной образовательной организации средствами потенциала ИКТ

Сообщение из опыта работы

«Формирование основ экологической культуры у воспитанников

дошкольной образовательной организации средствами потенциала ИКТ»

Банина Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ № 16,

ЗАТО г. Североморск Мурманской обл.


 Актуальность данной темы обусловлена тем, что мы живём в мире, пронизанном новизной. В учреждениях, работающих с детьми и для детей, несколько лет назад началось поступательное движение, суть которого — обновление и содержания, и методов работы, что позволило сделать прорыв к новым технологиям.

Сегодня происходит не только исключительный интерес к процессу интеграции ИКТ в ДОО, но и беспрецедентный акцент на важности и качестве дошкольного образования в целом.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

Методологической основой работы по данной теме явилось то, что рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. 

Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт — критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.

Результатом информатизации общества стало то, что со средствами ИКТ ребенок сегодня встречается значительно раньше, чем начинается системное изучение курса «Информатика» в школе.

 Психологи, ученые, педагоги-практики, исследователи ищут новые формы и методы организации воспитательно — образовательного процесса, которые направлены на совершенствование работы дошкольного учебного учреждения, а одним из важнейших задач этого поиска является внедрение в ДОУ компьютерно — ориентированных средств обучения, которые способны помочь повысить качество воспитания и развития воспитанников.

 Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться как мощное средство, которое раскрывает способности ребенка, побуждает взрослого искать новые нетрадиционные формы и методы воспитания молодого поколения.

Важно подчеркнуть, что внедрение в работу с детьми ИКТ должно носить развивающий характер, реализовывать стремление ребенка к творческим действиям. То есть, использование потенциала ИКТ является ценным методологическим инструментом, который требует обдуманного и осторожного применения.

В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.

Опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.

Учеными отмечается развивающая роль компьютерно — игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Подчеркивается, что как бы мы не относились к проблеме, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

Формирование основ экологической культуры у воспитанников в дошкольной образовательной организации

Цель, которая была поставлена — это показать возможность и эффективность формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами потенциала ИКТ.

Для успешного достижения цели, поставленной в работе, выделены задачи:

  • изучить теоретические аспекты в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры средствами потенциала ИКТ;
  • обосновать и внедрить в деятельность группы средства ИКТ в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры;
  • обогащать опыт формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры средствами потенциала ИКТ в семье, способствовать накоплению у родителей знаний и практических навыков го грамотной организации работы в данном направлении.

Для успешного решения поставленных задач в работе,  выделены следующие этапы работы

I этап

 Определение основных задачи на данном этапе:

— изучить и провести анализ методической литературы по данной теме;

— создать развивающую предметно-пространственную среду;

— подобрать эффективные формы, методы, средства в воспитании нравственно -патриотических чувств детей дошкольного возраста, используя потенциал ИКТ. С этой целью:

  1. Организована предметно-развивающая среда согласно современным требованиям к её построению, с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей.
  2. Разработан учебно-методический комплект, который включает в себя перспективно-тематическое планирование работы, циклограмму деятельности вне НОД в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры средствами потенциала ИКТ.
  3. Записаны:

— аудио и видео информационные буклеты: «Путеводитель по виртуальному мини — музею», «По страницам персонального сайта группы», «Виртуальные экопутешествия по городам Мурманской области»;

— электронная картотека дидактических игр «Знакомимся с родным городом, краем».

4. Оформлены:

— подборка познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций, детских телепередач о крае, стране (оформлены на видеодисках);

— электронные портфолио достижений родителей воспитанников группы в разных видах деятельности;

— электронные портфолио достижений сотрудников ДОУ в разных профессиях: «Якорёк»  — путешествие профессий»;

— серия консультаций для родителей по формированию представлений о мире профессий: «Как вырастить Человека», «Детские вопросы», «Путь трудовой семьи».

5. Созданы:

— коллекция CD дисков: «Загадки моего города», «Виртуальные фотопутешествия по родному краю»;

— коллекция информационно — презентационного материала «Мой город»;

— видеофильмы:  «Интервью с природой»; «Виртуальное путешествие в мире красоты»; «Виртуальное видеопутешествие по городам родного края», «Виртуальная игра — путешествие по родному городу»,  «Север мой».

II этап 

На данном этапе разработаны:

— методические рекомендации в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры средствами потенциала ИКТ;

— составлен календарь с целью изучения информации об экологических праздниках города, страны «Хронограф»;

— представлен коллаж «Мой край родной».

Реализуя задачи, руководствовались следующими педагогическими принципами:

  • принцип психологической комфортности;
  • принцип деятельности;
  • принцип минимакса или посильной трудности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип научности;
  • принцип учёта индивидуальных особенностей;
  • принцип связи с окружающим;
  • принцип взаимосвязи с другими видами деятельности.

Свою работу осуществляли по следующим направлениям:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

-работа с социумом.

В работе с дошкольниками использовали следующую систему педагогического взаимодействия:

1-й блок: Специально организованное обучение включает в себя:

-НОД;

-маршруты поиска в рамках веб — квеста;

-экологические и патриотические флэшмоб —  акции;

-использование метода решения проблемных ситуаций (имитационно — игровых и условно — вербальных);

-видеоуроки «Школа моей мамы»;

-виртуальные игры — путешествия по родному городу;

-интерактивные викторины «Путешествия одного дня»;

-виртуальные видео и фотоэкскурсии в мир профессий родителей.

2-й блок: Совместная деятельность педагога и детей включает в себя:

-видеонаблюдения на прогулке;

-виртуальные игры — путешествия;

-аудиочтение художественной, познавательной литературы;

-патриотические и экологические флэшмоб — акции в группе и на участке ДОУ, на маршрутах города.

3-й блок: Самостоятельная деятельность детей включает в себя:

-разные виды интерактивных игр (подвижные, имитационные, словесные);

-аудиоработу с художественной и познавательной литературой;

-составление авторских видео и аудиосказок, презентаций — рассказов.

Работа с родителями осуществляется через использование следующих форм:

онлайн и офлайн родительские собрания;

наглядную агитацию;

фото и видеовитрины;

-презентацииконсультации;

-виртуальные творческие галереи;

-персональный сайт группы в социальной сети работников образования.

Работа с социумом,посещение:

городской библиотеки № 1;

— Североморского музейно- вставочного комплекса;

— велоклуба города;

— школ города;

— городского музея — подводной лодки «К — 21».

Новые цели и задачи образования обусловили и новое его содержание. А, следовательно, и новые формы, методы работы с дошкольниками.

Одним из условий решения таких задач является — разнообразие форм и методов организации познавательной деятельности в пространстве города: беседы, диалоги, экскурсии, игры — путешествия, маршруты поиска, исследования.

В формировании экологической культуры у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитатель должен организовывать жизнь дошкольников так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно — образовательного процесса.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Именно дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можноодновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Компьютер, мультимедийные средства — инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный процесс, необходимо представить ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, педагогически грамотно согласовывая и интегрируя их между собой.

          С помощью мультимедийных презентаций можно прослушать разговор объектов природы, озвучить их самостоятельно, оживить свой рисунок, взять интервью у какого — либо объекта природы. Здесь же используется метод детской самодеятельности(в процессе работы накладывается записанный голос ребёнка или взрослого).

Экскурсия  это форма организации работы, при которой дошкольники выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними.

  Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать?

Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов — показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых возможно лишь виртуально. 

Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью взрослого создать свою презентацию.

          Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа — ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект воспитательно — образовательной деятельности.

    Экологический флэшмоб  — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди выполняют заранее оговорённые действия.

Так как флэшмоб — это интернет-технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие, то коллектив нашей группы мы информируем через интернет (персональный мини — сайт группы) —  между участниками распространяется сценарий того, что, где, и когда надо сделать.

Соответственно, сам по себе моб представляет собой кратковременную акцию (обычно около 5 минут), с заранее разработанным планом действий.

Сообщество людей (воспитанники, воспитатели, родители), которые с помощью интернета договорились о том, в каком месте и в какой час они должны появиться, чтобы совершить одно и то же, как правило, очень простое, действие — танец, акробатический номер.

Флэшмоб — это ещё и своеобразная игра, которую можно использовать для того, чтобы привлечь внимание к книге, чтению, библиотеке; к проблемам своего города и т. д..

Подводя итог, следует отметить, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нём такого качества, как креативность.

Литература

1.Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19-20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.

2.Инновационные формы массовой работы с детьми: дайджест для  руководителей детским чтением. Методические материалы МБУК           «Централизованная   библиотечная система Красногвардейского района», Бирюч, 2012 г. – 45 с.

Электронные ресурсы

1. Цыганова Н. Управление инновациями в библиотеке: четыре        уровня / [Электронный ресурс]. http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc114.html/

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.