Конспект образовательной деятельности
«Наши умные помощники»
для детей подготовительной к школе группы
Лебедева Екатерина Игоревна,
педагог-психолог МБДОУ №16,
ЗАТО г. Североморск Мурманской обл.
Образовательные области (интеграция): познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая;
Форма организации: игра, решение проблемных ситуаций.
Задачи:
Обучающие:
1.Показать значимость органов чувств в восприятии окружающего мира
2.Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Развивающие:
1. Побуждать интерес к познанию себя, расширять кругозор
2. Развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, обоняние;
2. Развивать внимание, мыслительные операции (словесно-логическое мышление, анализ и синтез);
2.Формировать познавательную мотивацию в процессе совместной деятельности, побуждать к самостоятельной поисковой деятельности
3. Развивать речевую активность детей, обогащать активный словарь, умение составлять рассказ, используя графические-символические схемы;
Воспитательные:
1.Воспитывать любознательность.
2.Развивать сплоченность группы, умение работать в команде
Материалы и оборудование: презентация «Органы чувств», непрозрачные стаканчики с водой, карандаши, карточки к игре «Найди пару»
Ход образовательной деятельности:
Психолог предлагает детям поздороваться с гостями и поприветствовать друг друга
Игра « Здравствуйте!»
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване…..
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)-поворачиваются к экрану
Ребята, у меня есть для вас видеосообщение (презентация, погружение в проблему)
Здравствуйте, ребята! Я юный художник. Зовут меня Рисовашкин. Больше всего я люблю рисовать портреты людей, в моей мастерской у меня их множество. Однажды, один злой и коварный волшебник попросил нарисовать его портрет, но я сказал, что не буду, потому что он злой и лицо у него злое. Ах так, сказал он, тогда и твоим портретам лица тоже не нужны и заколдовал их. Я спросил как же теперь портреты девчонок и мальчишек будут без добрых глаз и веселых улыбок, а он ответил..докажи мне, что людям нужны глаза, уши, носы и губы, тогда я расколдую их лица. Вот такая большая неприятность случилась у меня. Что теперь делать и как рассеять чары злого волшебника? Может вы, ребята, поможете мне решить эту непростую задачу?
Психолог: Ребята, поможем Рисовашкину вернуть все недостающие детали на портретах на свои места? Но что бы это сделать, нам надо найти ответ на главный вопрос: «Для чего нужны человеку глаза, нос, ….. Может быть только для красоты?» нет, все эти части тела еще называют органами чувств. Давайте сегодня попробуем собрать как можно больше информации обо всех органах чувств. Вам любопытно узнать зачем они нужны человеку и в чем они нам помогают? (присаживайтесь за столы)
Сначала предлагаю вам отгадать загадку:
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются (глаза).
Ребята, глаз-это орган зрения.
Беседа-рассуждение: Зачем нам нужны глаза? Что мы можем увидеть с помощью глаз?
«Что бы было, если бы у нас не было глаз?»
Давайте проведем эксперимент и попробуем нарисовать рисунок с закрытыми глазами (сравнивают свою работу с домиком на слайде)
А теперь давайте обобщим все, что мы узнали о глазах. Посмотрите какие условные обозначения мы будем использовать (объяснение).
(работа с таблицей на слайде)
Игра словесная «Скажи наоборот»
Большой-маленький
Толстый-тонкий
Длинный-короткий
Высокий-низкий
Широкий-узкий
Работа с портретом (на слайде)
Дети подходят к педагогу, встают в круг.
Игра «Угадай по запаху».
предлагается определить, что находится в стаканчике (поучаствовать должны все дети по очереди).
Ребята, а с помощью какого органа чувств мы угадали, что в стаканчиках чеснок, мандарин?
Только ли нос нужен, чтобы чувствовать запахи? (нет, мы им дышим и он защищает от переохлаждения и болезни.
Давайте возьмем волшебную лупу и посмотрим на наш нос через нее.
В носу есть специальные лабиринты, он так устроен, что пока воздух идет через нос он согравается до нужной температуры. А еще он защищает нас от мусора, пыли и микробов, потому что в носу есть волоски, на который оседает пыль и не пускает ее дальше -работа со слайдом на экране)
Вот давайте немного с вами отдохнем и подышим. Физ.мин Дыхательная гимнастика « Дует дует ветерок»
Дует легкий ветерок-не колышится листок, дует сильный ветерок-закачался наш листок.
А теперь с помощью схемы-таблицы я предлагаю вам рассказать о том помощнике человека – носе
Работа с портретом. (на слайде)
Дети подходят к столу. На столе расположены стаканчики с прозрачной жидкостью внутри.
предлагаю детям показать стаканы, в которых сладкая, кислая вода (дети затрудняются и приходят к выводу: сначала её необходимо попробовать). Правильно, мы не можем определить вкус, не попробовав (садятся за столы)
Воспитатель: «Как вы думаете, какой из помощников помог нам справиться с этой задачей? (язык). Язык-орган вкуса. Давайте возьмем волшебную лупу и посмотрим на наш язык через нее.
А только ли язык нам помогает? (еще рот и зубы)зачем еще нужны рот, язык, зубы? без них мы не могли бы говорить, употреблять пищу и не понимали эмоции друг друга). Попробуйте произнести слово губами, а ваш сосед постарается угадать его? А теперь попробуйте улыбнуться глазами, а носом ?-не получается, поэтому рот и язык тоже наши помощники
А теперь с помощью схемы-таблицы я предлагаю вам рассказать о том помощнике человека – о ротике
Работа с портретом (на слайде)
Игра «Услышь правильно»
Инструкция: «Я буду читать интересные стихи, вы будете внимательно слушать правдивые они или нет. Если в них неправда – необходимо хлопать 2 раза в ладоши».
Снегом поле замело,
Лето красное пришло.
Кот весь вечер крепко спал,
Днем на облаке он летал.
В марте растаял снег,
Это весна созывает всех!
Петух по двору идет,
Щенков своих он ведет.
Длинный хобот имеет слон,
Это у него микрофон.
Что помогло нам услышать правильные ответы? Какой орган чувств нам помог?(уши) да, уши-орган слуха-работа с таблицей
А теперь с помощью схемы-таблицы я предлагаю вам рассказать о том помощнике человека – ушах, используя те же условные обозначения
Работа с портретом (слайд).
Дети стоят рядом со столами. Физ.мин «Будь внимательным» (психолог по очереди показывает и называет части лица, дети повторяют движения за словами, затем путает детей, например называет глаза, а показывает нос, дети должны не ошибиться и показать ту часть лица, которую назвал педагог)
Психолог обращает внимание детей на оформленный портрет, интересуется можно ли портрет считать законченным? (Без помощи чего художник не может нарисовать потрет? Повар сготовить обед? А мы выполнить любую работу? (без рук) Да, есть еще один орган чувств, с помощью которого мы можем ощущать теплые или холодные предметы, мягкие или твердые…
Физ. минутка «Ладошки» (потрогайте ладошки друг друга)
Игра «Угадай на ощупь»
А теперь с помощью схемы-таблицы я предлагаю вам рассказать о том помощнике человека – руках
Назовите всех помощников, которые помогли нам оформить портрет. Давайте назовем все органы чувств.
А теперь работаем в командах. Теперь вами схема с условными символами. Как вы думаете, что может обозначать этот символ? А этот? Выбирите своей командой любой понравившийся орган чувств и с помощью схемы расскажите о нем по цепочке. Отвечайте полными предложениями.
Двигательная игра «Найди пару»
Рефлексия: Что понравилось? Что было трудно выполнять? Что узнали нового?
Звонок Рисовашкина: Ребята, это снова я, произошло настоящее чудо!
на моих портретах снова появились красивые лица. Магия злого волшебника разрушена. Спасибо вам за помощь и в знак благодарности примите мои подарки (раскраски)
А теперь мы улыбнёмся,
И к гостям все повернемся
И, конечно, на прощанье
Скажем дружно «До свиданья»!