Скоро в школу мы пойдем

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга

«Скоро в школу мы пойдем»

 

 Стародынова Татьяна Викторовна,

психолог МБДОУ № 25,

Шайтанова Нина Николаевна,

дефектолог МБДОУ № 25,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

  • привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
  • повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности к школе.
  • научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
  • показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.
  • способствовать сплочению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Материалы и оборудование: ручки, карандаши, бумага, ножницы, стулья по количеству участников, столы, карточки с различными предметами, тест «Готов ли ваш ребенок к школе?» на каждого участника, мяч, различные игрушки, презентация.

 

Ход семинара:

Добрый вечер! Мы рады вас видеть на сегодняшней встрече! Мы пригласили вас, чтобы поговорить о том, как лучше подготовить наших детей к школьному обучению. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и благополучие в школьной жизни.

Приветствие. Но прежде, чем начнем наш разговор, хотелось бы, чтобы мы поприветствовали друг друга необычным способом. С помощью игры, которая называется «ДА – НЕТ». В этой игре, вам нужно отвечать «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны.

Скажите громко и  хором, друзья

Деток своих вы все любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Ваши дети уже совсем скоро станут школьниками и поэтому сегодня, я расскажу вам о психологической готовности ребенка к школьному обучению. Я думаю, что у многих родителей при мысли о том, что их ребенок скоро станет первоклассником, возникает чувство тревоги и волнения. И это понятно. Ведь в жизни вашего ребенка скоро произойдут большие перемены.

Психологическая готовность к школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения будущего первоклассника. Она включает в себя интеллектуальную готовность, мотивационную, волевую и социальную (коммуникативную).

Интеллектуальная готовность предполагает определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики рук.

К шести-семи годам ребенок должен знать:

  • Свой адрес и название города, в котором он живет;
  • Название страны и ее столицы;
  • Имена и отчества своих родителей, информацию о месте их работы;
  • Времена года, их последовательность и основные признаки;
  • Название месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов.

Ему следует различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желание принять новую социальную роль школьника. Необходимо объяснить ребенку, что дети ходят в школу для получения знаний, которые необходимы каждому человеку и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих окружающих людей.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Формируйте у ребенка положительный образ школы:

  • Вызывайте интерес к новым знаниям – посещайте музеи, рассматривайте иллюстрированные энциклопедии и т. д.;
  • Читайте рассказы, смотрите кинофильмы, вызывающие эмоционально позитивное отношение к школе;
  • Познакомьте ребенка с детьми, которые успешно учатся в первом классе;
  • Развивайте у ребенка уверенность в себе.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей поставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также наличие умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Формированию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование.

Социальная (коммуникативная) готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения со сверстниками и взрослыми (педагогами). Она проявляется в умении подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в школе; предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими детьми, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.

Важна адекватная самооценка ребенка. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается в дошкольном возрасте.

Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Главное, чтобы она совпадала с реальными возможностями ребенка.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность – качества которые свойственны ребенку с адекватной самооценкой. Он охотно участвует в играх, не обижается, если оказался в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, чрезмерная ранимость свойственны ребенку с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке ребенок во всем стремится быть лучше других: «У меня все лучше всех», «Я самая красивая» и т. д.

Для развития коммуникативной готовности следует поддерживать доброжелательные отношения  вашего ребенка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Разминка. Игра – ассоциация «Школа». Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово «Школа»? Например: учеба. Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу и называют свои ассоциации.

После выполнения упражнение анализируется предъявленные ассоциации делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

Упражнение «Портрет первоклассника». Родителям предлагается разделиться на две команды. Каждой команде дается задание составить «портрет  первоклассника» (определить те качества, которые должны быть у первоклассника). После выполнения, задание анализируется.

Упражнение «Трудности первоклашек». Каждой команде дается задание определить трудности ребенка, который готовится стать первоклассником. После выполнения, задание анализируется.

Всем родителям хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является  сложным моментом в его жизни.

Одним из основных направлений подготовки ребёнка к обучению в школе является необходимость подготовить руку к письму, привить необходимые графомоторные навыки.

Графомоторные навыки — это совокупность двигательных умений, обеспечивающих возможность овладения процессом письма.

Ребенок, имеющий проблемы со зрением, гораздо медленнее и менее качественно по  сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий. Для детей с нарушением зрения характерны:

  • плохое запоминание и различение конфигурации букв;
  • неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
  • ошибки пространственного характера;
  • нарушение границ рабочего поля, строки.

Следовательно, подготовка к школе детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации (система «глаз-рука»).

Развитие зрительно-моторной координации требует:

  1. концентрации внимания.

Это параметр, характеризующий умение ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах. От развития внимания во многом зависят успехи ребёнка не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

  1. развитие координации движений (как общей, так и тонкой моторной координации). Тонкая моторная координация это параметр, характеризующий уровень развития движений пальцев и тактильного анализатора.

Задачи работы с детьми по развитию зрительно-моторной координации:

  • развивать навыки прослеживания глазами за действиями руки (система «глаз-рука»);
  • умение пользоваться ручкой и карандашом;
  • умение проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • развивать мелкую мускулатуру пальцев рук;
  • создать развивающую среду, способствующую развитию зрительно-моторной координации.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой во время выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук .

При коррекции данного компонента  использую целый ряд различных игр, упражнений и дидактических пособий, к которым относятся: пальчиковые игры, изобразительная деятельность ребёнка,  сортировка мелких предметов, застегивание пуговиц, шнуровка, игры с мозаикой…

Можно выделить четыре этапа развития мелкой моторики руки путем графических упражнений.

I этап — подготовительный (начинается с трёх лет)

  1. Знакомство с карандашом
  2. Графические упражнения «Дорожки»
  3. Закрашивание – умение видеть контур. (Сначала даю на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов – ведерко, домик)

II этап — автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (с четырёх лет)

  1. Усложняются графические упражнения: удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек.
  • Копирование по контуру, по точкам.
  • Обводка трафарета.
  1. Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.

III этап — творческий (с пяти лет)

  1. Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу. Закрашивание по заданному направлению, а затем составление рассказов.
  2. Знакомство со штриховкой (простейшие виды).
  3. Ориентировка на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку (Рабочая строка)

IV этап — подготовка руки к письму (с шести лет)

  1. Графические диктанты.
  2. Знакомство с тетрадью в косую линейку.
  3. Более сложные виды штриховки.
  4. Повторное обследование руки ребенка и рекомендации для родителей.

Кинестезия  — чувство положения и перемещения человеческого тела. Это способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела.

Как показывает практика, недоразвитие именно кинестетической организации движений ведет к формированию у ребенка плохого почерка, является предпосылкой возникновения в младшем школьном возрасте дисграфии (нарушение письма), которая  сложно поддается коррекции.

В качестве тренировки данной способности  предлагаю выполнение пальчиковых игр, но без контроля зрения.

Развить мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкую моторику рук ребенка можно в процессе  игры. И сейчас, мы хотим предложить некоторые игры на развитие психических процессов, которые вы можете использовать, играя с ребенком дома.

Предлагаю вам поиграть:

«Собери пирамидку (матрешку) с завязанными глазами».

 «Рисование обеими руками одновременно».

Для диагностики и коррекции нарушений кинестетической организации движений можно использовать следующие упражнения:

-повторения ребенком без зрительного контроля по образцу  различных конфигураций пальцев кисти: соединение пальцев «в кольцо»,

— выставление двух различных пальцев из сжатого кулака,

-различные варианты скрещивания пальцев.

Серийная организация движений  представляет собой серию плавно сменяющих друг друга движений.  Несформированность этого компонента отражается на письме: двигательные навыки письма не автоматизируются, каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, нередки ошибки по типу инертности (лишние элементы), упрощения программ (пропуски букв), антиципации (более сильный, «выдающийся» звук записывается раньше). Число ошибок увеличивается по мере того, как ребёнок устает.

Тренировку данного компонента осуществляю как на мануальном, так и на графическом уровне.

Так, на мануальном уровне использую упражнение «ладонь — кулак — ребро», а на графическом уровне тренировку данного компонента осуществляю путем прописывания различных орнаментов.

Упражнение «Вырежи круг».

Упражнение «Запоминаем вместе».  (слова, движения)

Игра «Десять слов» (на развитие слуховой памяти)

Взрослый называет ряд слов, не связанных по смыслу. Например: кот, книга, дом, стол, дерево, машина, зонт, цыпленок, карандаш, лук. После первого предъявления ребенок должен запомнить хотя бы три слова, после нескольких предъявлений – больше половины слов.

Игра «Угадай, чего не стало?». (на развитие зрительной памяти и внимания). Выставляем десять игрушек и предлагаем назвать их. «Сейчас игрушки  будут играть с вами в прятки. Вы закроете глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда вы откроете глаза, надо будет сказать, каких игрушек нет». Затем закрываем глаза и убираем три игрушки.

Игра «Четвертый лишний» (на развитие логического мышления).

Ребенок должен выбрать из четырех представленных предметов (или изображений) лишний – отличный от остальных по какому – либо свойству (признаку), например по форме. Это же упражнение, предлагается выбрать на слух из предложенных слов, что лишнее.

А сейчас, мы предлагаем вам тест «Готов ли ваш ребенок к школе?». Рефлексия.

Большое спасибо за активное участие! До новых встреч!

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.