Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Лазукова Екатерина Раисовна,

старший воспитатель МАДОУ «Радость», СП д/с № 145

г. Нижний Тагил Свердловской обл.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны и регламентируется она нормативно-правовыми документами разного уровня: федеральными, региональными и локальными актами. Результатом реализации поставленной задачи является качественное улучшение здоровья детского населения. Под термином здоровье Всемирная организация здравоохранения предусматривает 3 составляющие: физическое, психическое, духовно-нравственное. Полноценное и качественное развитие каждого компонента делает человека здоровым.  Влияние на этот процесс оказывают все институты социального воспитания с раннего детства. Именно в этом возрасте формируются начальные представления и положительная мотивация здорового образа жизни ребенка. Дошкольной организации в этом вопросе уделяется главенствующая роль.

Приоритетной задачей детского сада является создание таких условий, которые  обеспечивали бы ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную морально-нравственную и бытовую среду.  Актуальность  методических рекомендаций заключается в создании такого здоровьесберегающего пространства, включающего в  себя комплекс социально-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которое стало  бы эффективным средством в решении поставленной задачи.  Далее раскрою систему работу и содержание деятельности.

Выделим основные  принципы работы:

индивидуализация образовательного процесса

-поддержка детской инициативы

-ориентация на зону ближайшего и актуального развития

-создание ситуации успеха

-учет особых образовательных потребностей.

Подходы:

-здоровьесберегающий подход

-гуманистический подход

-личностно-ориентированный подход

-деятельностный подход

-научный подход.

Содержание деятельности

Приоритетным направлением педагогической деятельности является применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий, задача которых сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая развивающая предметно-пространственная среда

с ФГОС ДО направлена на:  

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, том числе и их эмоционального благополучия;
  • сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности,  направленной на здоровья ребенка;
  •  сопровождение процессов инклюзивного образования;
  •  сопровождение коррекционного процесса в учреждении.

Оформление РППС:  Спортивный зал, прогулочные участки, центры здоровья в группах детского сада: валеологические уголки, физкультурные уголки, уголки эмоционального настроения, сухой дождь, сухой бассейн.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

-медико-профилактические

-физкультурно-оздоровительные

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

-валеологического просвещения родителей;

-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

Цель: Приобщение детей к физичесой культуре, обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями, корректировать проявление эмоциональных трудностей.

-прогулки на свежем воздухе

двигательная активность (утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки)

 -закаливающие мероприятия

-рациональное питание

-соблюдение режима дня

-игры (дидактические, подвижные, малой подвижности)

-спортивные праздники, развлечения

-формирование КГН

-беседы по валеологии.

Методы  сохранения и укрепления психического здоровья:

-метод непосредственного переживания информации

-игра – моделирование поведения

-рисование

-двигательный рассказ

-психодрамма

-анализ и синтез информации

-игры на развитие эмоциональной сферы

-якорение

-рефлексия.

Валеологическое просвещение родителей

Цель: вовлечение родителей в работу по укреплению здоровья детей, формирование компетентности в области здоровьесбережения дошкольников.

Методы работы с родителями воспитанников.

Консультации, оформление информационного  стенда (памятки, рекомендации, папки-передвижки), совместные детско-родительские проекты, спортивные праздники,  дни здоровья, анкетирование, беседа.

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования

Цель: сохранение и укрепление физического, психического здоровья, профилактика профессионального выгорания педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Методы работы с педагогами

Мастер-класс, деловая игра, игровые тренинги, круглый стол,

арт-терапия, музыкотерапия, консультации, приемы релаксации.

Диагностика физического, психического и духовно-нравственного состояния  здоровья детей

(Автор: Онишина В.В кандидат педагогических наук, доцент кафедры человековедения и физической культуры Академии социального управления).  

Физическое здоровье

Параметры
Формы проявления здорового человекаФормы проявления нездорового человека
Свободное дыханиеМожет проявляться головокружение
Живая мимикаЛегкая тошнота
Теплые конечности, розовое лицоПоверхностное дыхание
Выразительная речьПоднятие или падение артериального давления
Расширение сенсорного восприятияБлуждающие боли
Блеск глазФизические заболевания

Психическое здоровье

Параметры
Формы проявления здорового человекаФормы проявления нездорового человека
Высокий эмоциональный тонПотеря интереса к делу
Уверенность в своих силахДоминирование таких состояний, как страх, вина
Высокий уровень самоценностиМожет возникнуть чувство безпомощности во время обучения чему-либо
Адекватная самооценка 
Спокойствие 
Эффективные стратегии мышления и поведения 

Духовно-нравственное здоровье

Параметры 
Формы проявления здорового человекаФормы проявления нездорового человека 
Включенная интуицияМожет проявляться в личной деградации
Спонтанное поведениеЖелание манипулировать другими людьми
АльтруизмОтсутствие интуитивных решений
Толерантное мышление и поведениеЧувство глубокого одиночества

Ожидаемые результаты:

-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту

-повышение интереса родителей к здоровому образу жизни

-повышение профессиональной компетенции педагогов в области здоровьесбережения

-создание единого здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.


        Список литературы:

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

2. Катькова, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в детском саду / Н.К. Катькова // Медработник ДОУ – 2017. — №1. – С.12.

3.Карасева, Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н.С. Карасева // Дошкольник. РФ – 2020. – №5 (126). – С.49. [Электронный ресурс].

4.Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения. школьников”. – М.: ПАПО, 2006;

5.Толмачева,  В.В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как фактор здоровьесбережения ребенка // Мир науки – 2016. — №5. [Электронный ресурс].

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.