Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Лазукова Екатерина Раисовна,
старший воспитатель МАДОУ «Радость», СП д/с № 145
г. Нижний Тагил Свердловской обл.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны и регламентируется она нормативно-правовыми документами разного уровня: федеральными, региональными и локальными актами. Результатом реализации поставленной задачи является качественное улучшение здоровья детского населения. Под термином здоровье Всемирная организация здравоохранения предусматривает 3 составляющие: физическое, психическое, духовно-нравственное. Полноценное и качественное развитие каждого компонента делает человека здоровым. Влияние на этот процесс оказывают все институты социального воспитания с раннего детства. Именно в этом возрасте формируются начальные представления и положительная мотивация здорового образа жизни ребенка. Дошкольной организации в этом вопросе уделяется главенствующая роль.
Приоритетной задачей детского сада является создание таких условий, которые обеспечивали бы ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную морально-нравственную и бытовую среду. Актуальность методических рекомендаций заключается в создании такого здоровьесберегающего пространства, включающего в себя комплекс социально-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которое стало бы эффективным средством в решении поставленной задачи. Далее раскрою систему работу и содержание деятельности.
Выделим основные принципы работы:
—индивидуализация образовательного процесса
-поддержка детской инициативы
-ориентация на зону ближайшего и актуального развития
-создание ситуации успеха
-учет особых образовательных потребностей.
Подходы:
-здоровьесберегающий подход
-гуманистический подход
-личностно-ориентированный подход
-деятельностный подход
-научный подход.
Содержание деятельности
Приоритетным направлением педагогической деятельности является применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий, задача которых сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду.
Здоровьесберегающая развивающая предметно-пространственная среда
с ФГОС ДО направлена на:
- Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, том числе и их эмоционального благополучия;
- сопровождение здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, направленной на здоровья ребенка;
- сопровождение процессов инклюзивного образования;
- сопровождение коррекционного процесса в учреждении.
Оформление РППС: Спортивный зал, прогулочные участки, центры здоровья в группах детского сада: валеологические уголки, физкультурные уголки, уголки эмоционального настроения, сухой дождь, сухой бассейн.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
-медико-профилактические
-физкультурно-оздоровительные
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
-валеологического просвещения родителей;
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Физкультурно-оздоровительные технологии:
Цель: Приобщение детей к физичесой культуре, обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями, корректировать проявление эмоциональных трудностей.
-прогулки на свежем воздухе
двигательная активность (утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки)
-закаливающие мероприятия
-рациональное питание
-соблюдение режима дня
-игры (дидактические, подвижные, малой подвижности)
-спортивные праздники, развлечения
-формирование КГН
-беседы по валеологии.
Методы сохранения и укрепления психического здоровья:
-метод непосредственного переживания информации
-игра – моделирование поведения
-рисование
-двигательный рассказ
-психодрамма
-анализ и синтез информации
-игры на развитие эмоциональной сферы
-якорение
-рефлексия.
Валеологическое просвещение родителей
Цель: вовлечение родителей в работу по укреплению здоровья детей, формирование компетентности в области здоровьесбережения дошкольников.
Методы работы с родителями воспитанников.
Консультации, оформление информационного стенда (памятки, рекомендации, папки-передвижки), совместные детско-родительские проекты, спортивные праздники, дни здоровья, анкетирование, беседа.
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
Цель: сохранение и укрепление физического, психического здоровья, профилактика профессионального выгорания педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Методы работы с педагогами
Мастер-класс, деловая игра, игровые тренинги, круглый стол,
арт-терапия, музыкотерапия, консультации, приемы релаксации.
Диагностика физического, психического и духовно-нравственного состояния здоровья детей
(Автор: Онишина В.В кандидат педагогических наук, доцент кафедры человековедения и физической культуры Академии социального управления).
Физическое здоровье
Параметры | |
Формы проявления здорового человека | Формы проявления нездорового человека |
Свободное дыхание | Может проявляться головокружение |
Живая мимика | Легкая тошнота |
Теплые конечности, розовое лицо | Поверхностное дыхание |
Выразительная речь | Поднятие или падение артериального давления |
Расширение сенсорного восприятия | Блуждающие боли |
Блеск глаз | Физические заболевания |
Психическое здоровье
Параметры | |
Формы проявления здорового человека | Формы проявления нездорового человека |
Высокий эмоциональный тон | Потеря интереса к делу |
Уверенность в своих силах | Доминирование таких состояний, как страх, вина |
Высокий уровень самоценности | Может возникнуть чувство безпомощности во время обучения чему-либо |
Адекватная самооценка | |
Спокойствие | |
Эффективные стратегии мышления и поведения |
Духовно-нравственное здоровье
Параметры | ||
Формы проявления здорового человека | Формы проявления нездорового человека | |
Включенная интуиция | Может проявляться в личной деградации | |
Спонтанное поведение | Желание манипулировать другими людьми | |
Альтруизм | Отсутствие интуитивных решений | |
Толерантное мышление и поведение | Чувство глубокого одиночества |
Ожидаемые результаты:
-повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту
-повышение интереса родителей к здоровому образу жизни
-повышение профессиональной компетенции педагогов в области здоровьесбережения
-создание единого здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Список литературы:
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Катькова, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в детском саду / Н.К. Катькова // Медработник ДОУ – 2017. — №1. – С.12.
3.Карасева, Н.С., Хохлова Г.Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н.С. Карасева // Дошкольник. РФ – 2020. – №5 (126). – С.49. [Электронный ресурс].
4.Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения. школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
5.Толмачева, В.В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как фактор здоровьесбережения ребенка // Мир науки – 2016. — №5. [Электронный ресурс].