Там — на неведомых дорожках

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте

«Там — на неведомых дорожках»

для детей старшей группы

 

Алексеева Наталья Сергеевна,

воспитатель МАДОУ № 1,

г. Невьянск Свердловской обл.

 

Цель: создать условия для обобщения навыков по формированию предпосылок к обучению грамоте старших дошкольников.

Образовательные:

  • закреплять навык звукослогового анализа слов;
  • закреплять навык чтения слогов и слов;
  • закреплять умения составлять предложения с помощью схемы;
  • формировать умения делить слова на слоги, определяя количество слогов;
  • закреплять умение определять место звука в слове;
  • пополнять и активизировать словарь детей на основе расширения знаний об окружающем мире

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать познавательную инициативность;
  • развивать словесно-логическое мышление у детей

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к обучению;
  • умение работать в группах, чувство коллективизма;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров):

— хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;

— дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

— различать гласные и согласные звуки;

— осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

— выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать  буквы.

Ход образовательной деятельности:

Дети стоят на ковре полукругом.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними. Это педагоги из школы, к которым вы ходите в школу будущего первоклассника. А как вы думаете, зачем они пришли?

Дети здороваются с гостями. Посмотреть на нас будущих учеников, как мы занимаемся и отвечаем.

  1. Мотивационный

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какие должны прийти ученики в школу, каких деток ждут учителя?

Дети: Умных, ответственных, сообразительных и дружных.

Воспитатель: Правильно, все эти качества помогут преодолеть вам все школьные трудности. А еще лучше, если вы останетесь сплоченной, дружной командой.

Дети читают стихи про дружбу

  1. Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет!

  1. Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне,

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде

  1. Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

  1. Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться,

И весело жить.

Воспитатель: Вот такой настоящей командой мы с вами и отправимся в поход, где жду нас разные испытания.

  1. Поисковый

Баба яга: куда это вы собрались?

Д: В школу

Б: В какую такую школу? Такие умненькие да благоразумненькие нам и в садике нужны! Колдует и говорит: и не в школе не в саду, а в таинственном лесу.

В: Баба яга, а я считаю, что наши ребята готовы идти в школу.

Б: Ну не знаю, не знаю — проверить надо.

В: Лучше ты нам помоги и дорогу покажи.

Б: Что с вами делать? Как вас много собралось в школу? Вы –целая команда. Как же вас назвать? (Достает карту, рассыпает карточки с буквами) Эх, а название команды я и рассыпала. Соберете ли, поймете ли?

Дети собирают слово «умники».

Б: Ну что, умники, собирайтесь тогда в путь – дорогу, но маршрут вас ждет не простой. Я улетаю и буду вас ждать на последней остановке (дает маршрутный лист)

В: Что здесь есть?

Д: Мы видим 4 буквы и еще какие- то значки.

В: Ребята, это 4 остановки-  основные задания и дополнительные.

В: Пошли на месте разберемся.

В: На первой остановке под буквой А мы видим компас. Для чего этот прибор? В чем он помогает человеку?

Д: Ориентироваться на местности.

В: А мы с вами будем ориентироваться в звуках.

В: Как это сделать? У нас есть слово «умники». Из каких звуков оно состоит?

Дети: Делают звуковой анализ слова.

В: а сколько слогов в этом слове?

Д: 3 слога, так как в слове 3 гласных звука.

В: Молодцы первую остановку прошли. Ребята, какие умения помогли вам выполнить эту работу? (дети отвечают)

Физкультминутка (музыка, видео, движения)

Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдем дальше по лесной тропинке, на  которой можно встретить лесных обитателей… Кто это?

Д: Животные

В: А каких животных мы встретим?

Д: лось, лиса, белка, дятел, волк

В: Какой звук встретился в названии каждого животного?

Каждое животное живет в своем домике, в красном домике живут животные в названии которых звук л – первый, в зеленом домике живут животные в названии которых звук л – в середине и в синем домике живут животные в названии которых звук л – в конце.

Дети расселяют животных по домикам.

В: Ну что, ребята, и с этим заданием мы с вами удачно справились. Как вам это удалось? (Ответы детей).

В: И, наконец, мы дошли до остановки Б.- она называется привал, как вы думаете зачем привал туристам?

Д: Отдохнуть, покушать.

В: Чтобы разогреть пищу в лесу, что нужно сделать?

Д: Разжечь костер

В: Почему детям разжигать костер нельзя?

Д: Может начаться пожар

В: Но наш с вами костер не настоящий, будем составлять его из поленьев , на которых написаны буквы. Но надо выбрать те, которые будут хорошо гореть. Какого цвета должны быть буквы? Почему?

Д: Потому что гласные обозначают красным цветом. А огонь тоже красный. Чтобы костер хорошо горел нужно на него подуть.

В: Отдохнули  — пора в путь.  Ребята, давайте посмотрим, что нужно сделать, чтобы дойти до следующей остановки. Какой буквой она обозначена?

Д: Буква В.

В: Между буквами Б и В находится переправа, где ждет нас следующее испытание: составить предложение по сюжетной картине, используя схему.

В: Разбейтесь на группы по двое, с другом всегда надежней, потому что вам, взявшись за руки надо преодолеть препятствие. Каждый шаг по переправе –это слово.

Д: составляют предложение из 4 слов на тему: «Весна».

В: На какую тему были ваши предложения? Сколько слов было в вашем предложении и почему?

Д: Тема весна, предложение состояло из 4 слов, потому что в предложении 4 линии.

В: Вот мы и на остановке под буквой В. Сейчас поделимся на две команды, чтобы выполнить задание, которое приготовили ребята из нашей группы. Первой группе предлагается рассказать, как можно сохранить лесные богатства, а второй группе — что запрещается делать в лесу. Так мы узнаем, как сберечь родную природу.

Дети работают в группе по памятке.

В: Мы с вами всегда будем беречь и сохранять природу.

В: Ура! У нас последняя остановка под буквой Г.

Залетает баба яга (звучит музыка)

Б: Ну что все прошли?

Д: Нет, нам нужно пройти последнее препятствие

Б: Вот сейчас мы и посмотрим, готовы ли вы к школе?

Б: На доске изображены картинки, ваша задача: определить первый звук в слове и подобрать соответствующую букву.

Д: Озвучивают картинку, выделяют первый звук и соотносят с буквой.

Б: Что получилось? Прочитайте

Д: К школе готовы.

Б: Вы действительно к школе готовы? Почему вы так думаете? С какими заданиями вы справились легко, какие были трудности?

Д: Ответы детей.

Б: Вы действительно доказали готовность к обучению к школе и я вам приготовила награду, главный школьный инструмент – ручку. Желаю вам успехов и хорошо учиться!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.