Логопедическое пособие
«Умная перчатка»
Колесникова Мария Александровна,
учитель-логопед МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Пособие «Умная перчатка» делает логопедические занятия более интересными и привлекательными для ребёнка.
Цель: создание условий для развития экспрессивной речи у детей с ТНР (ОНР I, II, III уровня речевого развития, дизартрия, алалия) с помощью взаимодействия пальцев рук и языка.
Оборудование: пособие представлено в виде перчатки, на подушках пальцев пришиты липучки, множество картинок с липучками для игр.
Формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Значительные трудности в овладении устной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы фонетико — фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.
Взаимовлияние речевого и моторного развития широко используется в логопедической практике. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем соседние зоны коры больших полушарий, отвечающие за речь. Сочетание в логопедических упражнениях речи и движений пальцев рук способствует более эффективному развитию компонентов языковой системы.
Приемы практической деятельности
Игры по развитию фонематического восприятия
Задача: различение звуков по высоте, силе, тембру.
Игра 1. «Три медведя» (Приложение 1)
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя».
Ребенок надевает на левую руку перчатку и подбирает картинки. На большой палец прикрепляет картинку с изображением Михайло Ивановича (у него низкий голос), на указательный палец прикрепляет картинку с изображением Настасьи Петровны (у нее голос средней высоты), на средний палец прикрепляет картинку с изображением Мишутки (у него высокий голос).
Если ребенок не говорит, то можно обозначить, как же подает голос медведь – «Э».
Сначала взрослый произносит звук «Э» низко, ребенок на слух определяет персонаж сказки, затем загибает палец. Потом самостоятельно одновременно произносит звук «Э» низко и загибает палец.
Так дальше продолжается игра с остальными персонажами сказки.
Ребенок может менять персонажей сказки местами, может посчитать или показать на каком пальце находится Мишутка.
Таким образом, ребенок учится различать звуки по высоте звучания, не только смотря на картинку, но и подкрепляя это движением пальцев рук.
Игра 2. «Далеко, близко». (Приложение 2)
На столе разложены картинки животных и птиц. Взрослый предлагает ребенку определить, кто и как подает голос.
Сначала взрослый произносит «мяу» (если ребенок не говорит, он просто находит картинку с изображением кота и прикрепляет на палец), затем ребенок находит соответствующую картинку, прикрепляет ее на палец и одновременно проговаривает и загибает палец. Так игра продолжается, пока ребенок не прикрепит всех на перчатку.
Затем ребенок называет или показывает только животных или только птиц, при этом загибая пальцы.
Далее взрослый и ребенок представляют, что животные находятся очень далеко от них, поэтому надо подать голос громко «мяу», «му», «бее», загибая и удерживая пальцы внизу (сразу можно посчитать, сколько же животных так далеко), а вот птицы наоборот очень близко, поэтому надо подать голос тихо «га га», «кря», загибая и удерживая пальцы внизу (сразу можно посчитать, сколько птиц близко).
Таким образом, ребенок звукоподражает животному или птице, учится различать голоса по силе. Перчатка помогает ребенку точно определить количество животных или птиц, не путаясь, кто же далеко, а кто близко. Лучше помогает запомнить кто как подает голос.
Игра 3. «Угадай звук» (Приложение 3)
На столе перед ребенком лежат картинки с изображением символов гласных звуков (А,О,У,И,Ы,Э).
Педагог воспроизводит один гласный звук, ребенок на слух по артикуляции определяет какой звук произнес педагог, выбирает нужную картинку и прикрепляет на палец (одновременно произносит звук и загибает палец).
Также педагог играет с другими звуками.
Далее игра усложняется, ребенок определяет звук только по артикуляции педагога, воспроизводит его с одновременным загибанием пальца.
Так как гласные звуки по артикуляции сложные, предлагаем ребенку пропевать звук и медленно загибать палец (Ааааааааааа). Когда пропеты все звуки, можно предложить ребенку петь быстро или медленно. Воспроизвести быстро звук (У) и также быстро загнуть палец, потом медленно произнести этот же звук (Уууууууу) и медленно загнуть палец.
Игра усложняется. Педагог предлагает ребенку определить по артикуляции два звука (А, И) и прикрепить на перчатку в той же последовательности (если ребенок говорит, то можно проговорить первый звук (А), второй (И)). Далее ребенок определяет три, четыре, пять звуков, пропевает их с одновременным загибанием пальцев. В этой игре можно предложить ребенку определить звуки по артикуляции и воспроизвести их быстро или медленно, смотря как, их будет показывать педагог.
Игры проводятся в индивидуальном порядке и требуют столько времени, сколько необходимо ребенку.
Пособие «Умная перчатка»
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Список литературы:
- Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2005. – 32 с.
- Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 704с.
- Скворцова, И. В. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008. – 208с.