В гостях у Феи Экологии

Конспект организованной образовательной деятельности
по экологии
«В гостях у Феи Экологии»
для детей подготовительной к школе группы

Михайлова Любовь Федоровна,
воспитатель МБДОУ №1,
г. Апатиты Мурманской обл.

Задачи
Обучающие задачи:
1. Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры, его животном и растительном мире.
2. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
3. Расширять словарный запас детей: айсберг, северное сияние, полярная ночь, тундра.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей любознательность, стремление изучать природу Земли, живых обитателей.
2. Формировать у детей навыки исследовательской деятельности.
3. Развивать у детей элементы экологического сознания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к суровому северному краю.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о Севере и его обитателях.
2. Свободное общение: «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?».
3. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением природы, животных севера и тундры.
4. Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «След оленя»; Н. Сладков «Белая земля» (из книги «Разноцветная земля»); В. Есаулов «Арктическое чудо».
5. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Четвертый лишний», «Отгадай животное».
6. Продуктивная деятельность:
Лепка «Животные севера»; рисование «Растения тундры», «Кто живет на полюсе?».

Виды деятельности: игровая (сюрпризный момент); коммуникативная; двигательная; наглядная; познавательно-исследовательская; музыкально- художественная; продуктивная

Оборудование
Раздаточный материал: лист бумаги в клетку на каждого ребенка; простые карандаши.
Демонстрационный материал: глобус; проигрыватель; аудиозапись звуков ветра и метели; фонограмма песен «Широка страна моя родная», «Где–то на белом свете»; письмо и посылка с цветиком–семицветиком; картинки с изображением малыша–эскимоса, айсберга, белого медведя, моржа, тюленя, северного оленя; трехлитровая банка с водой, лед; макет животных севера; макет тундры (установлен чум, олень, житель тундры в национальном костюме); картинка–помощница «Северное сияние»; картинки растений тундры.

Ход организованной образовательной деятельности:

Вводная часть
Дети заходят в группу под фонограмму песни «Широка страна моя родная». Присаживаются полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Землю населяют множество существ: люди, животные, растения, грибы, микроорганизмы. Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хотя порой и невидимыми нитями. Поймав зверька, сломав веточку, сорвав цветок, человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле. Послушайте стихотворение «Жизнь на Земле».
Ребенок:
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочка, птица, пчела на цветке,
Жизнь на Земле вы найдете повсюду –
В самом далеком, глухом уголке!
Жизнь на Земле – это разве не чудо!
Рыбы, полярные совы, моржи…
Жизнь на Земле вы найдете повсюду,
Даже в арктической белой глуши!
(Раздается стук в дверь. Приносят посылку. Воспитатель открывает посылку, достает письмо и цветик–семицветик)

Воспитатель: Смотрите, ребята, нам пришло письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут фея Экология. Я по земле хожу да за порядком слежу. Изучаю, что происходит с разными живыми существами, учу других людей, как нужно спасать природу. Только мне трудно одной — стара уж стала. Смотрю — то гнездо разорено, то цветы помяты, то ягодные кустики вырваны с корнем, дерево срублено, кора повреждена. Вот и решила я подыскать помощников — пошла по земле в поисках удачи. Узнала про ваш детский сад «Золотая рыбка». Знаю, что в этом саду живут добрые и заботливые дети. Очень хочу поближе познакомиться с вами и предложить вам стать моими помощниками — юными экологами: помогать животным и растениям. Но для этого нужно много знать и уметь. Я приглашаю вашу группу к себе в гости в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны. Для этого я шлю вам цветик-семицветик, лепестки которого обозначают цвета природных зон. Не забывайте, что цветок волшебный, исполняет все желания. Мы живем на огромной планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать.
Берегите планету! Другой такой на свете нету.
В обиду ее никому не давайте.
Берегите птиц, насекомых, зверей!
От этого станете только добрей!
До свидания. Я буду ждать вашего возвращения. Фея Экология.

Основная часть
Воспитатель: Вы готовы стать помощниками феи Экологии?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вперед! Вот вам первое испытание. Фея Экология прислала цветик-семицветик, лепестки которого обозначают цвета природных зон, назовите их.
Дети:
Зеленый цвет — это лесная зона, равнины.
Желтый цвет — степи.
Оранжевый цвет — пустыни.
Фиолетовый цвет — тундра.
Белый цвет — Крайний Север и Арктика.
Коричневый цвет — горы.
Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А куда — вы определите сами, если внимательно меня послушаете.
Это суровый, холодный край – царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.
Дети: Это Север.
Воспитатель: Из каких двух природных зон складывается Север нашей страны? (Ответы детей: Арктики и тундры ).
Воспитатель: Давайте найдем на глобусе Северный полюс. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Почему?
Дети: Это снега и льды Арктики.
Воспитатель: Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:
1.Какие животные населяют арктическую пустыню?
2.Какие растения встречаются в этой зоне?
А еще, вдруг посчастливится увидеть чудо дивное, когда небо окрашивается всеми цветами радуги. Что это может быть?
Дети: Северное сияние.
Воспитатель: Отрываем лепесток, говорим: «Ты лети, лепесток…» (Под аудиозапись звуков ветра и метели дети кружатся. Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода.)
Воспитатель: Если быстро не одеться, то можно замерзнуть. Одевайтесь потеплее, помогайте друг другу.

Игра «Одеваемся». (Играет музыка, а дети имитируют движения одевания). Воспитатель выставляет картину с изображением малыша -эскимоса.

Воспитатель: У жителей Севера одежда особая. Как она называется?
Дети: Местная одежда называется малица.
Ребенок:
Шапка к шубе пришивается, рукавички к рукавам.
Это северная малица. Очень просто называется,
Очень быстро одевается – через голову: раз – два.
Воспитатель: Теперь мороз нам не страшен, можно и оглядеться. Ребята, вы уже знаете, что русская Арктика — это острова Северного Ледовитого океана, каменистая поверхность которых покрыта снегом, крупными глыбами льда. Посмотрите на картину (показывает). Кто знает, что это такое?
Дети: Это айсберг.
Воспитатель: Это плавающие гигантские ледяные горы. Давайте все вместе, хором повторим слово «айсберг». (Дети выполняют). Большая часть айсбергов прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора. Сейчас мы с вами проведем опыт.

Опыт: В банку с водой помещают большой кусок льда.
Воспитатель: Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лед легче воды.
Воспитатель: Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части. В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, то кажутся алыми.
Ребята, а теперь давайте поиграем в веселую игру «Кто живет на Севере». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в Арктике и тундре. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.

Игра «Кто живет на Севере»
Белка, лисица, жираф, бегемот,
Заяц, олень, крокодил, носорог,
Полярные совы, песцы, белые медведи.

Воспитатель: Молодцы! Кого, ребята, можно назвать хозяином бескрайних снежных пустынь? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, белого полярного медведя. (На мольберт выставляются картинки белого медведя, тюленя, моржа). Как он выглядит?
Дети: Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи — настоящие чистюли! После того как они полакомились свежей рыбкой или тюленьим мясом, моются в воде или тщательно очищают снегом остатки пищи со своей шерсти.

Воспитатель: Как вы думаете, почему эти полярные жители должны содержать свой мех в идеальной чистоте? (Ответы детей). Правильно! Грязный мех заметен на белом снегу и может помешать медведям охотиться. Ой, что-то я замерзла. Давайте потанцуем. (Звучит фонограмма песни «Где-то на белом свете», дети танцуют под музыку).

Воспитатель: А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Этот зверь — пловец прекрасный, вместо лап у зверя ласты,
В море плавает весь день, угадайте, кто?…(Тюлень).
Воспитатель: Почему тюленей относят к ластоногим животным?
Дети: Так называют животных, у которых вместо ног — передние и задние ласты. Они помогают этим морским зверям хорошо плавать и ловко нырять. Тюлени — чуткие животные. У них прекрасный слух и отличное зрение. Их главный враг — громадные белые медведи. Тюлени знают, что белый медведь — хороший охотник, он может очень долго сидеть возле ледяной лунки и ждать, когда морской зверь высунет в лунку голову.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (Выставляет макет животных Арктики). У кого еще из животных есть ласты? (Ответы детей).
Вспомните, как называются люди, которые зимой купаются в ледяном проруби? (Ответы детей). Верно! Моржи! Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что они закаленные и, как настоящие моржи, не боятся холодов.
Воспитатель: Зачем моржам клыки?
Дети: Во-первых, клыками они выкапывают пищу. Во-вторых, клыки помогают моржам защищаться от врагов. В-третьих, морж цепляется ими за льдину, вылезая на поверхность.

Воспитатель: Ребята, если мы с вами будем двигаться на юг, то попадем в тундру. Представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, скользим по ледяной горке, попали в пургу. (Дети имитируют движения). Пришло время и отдохнуть. (Воспитатель приглашает детей сесть на коврик и выставляет макет тундры).
Воспитатель: Как вы думаете, а каких животных мы можем встретить в тундре?
Дети: Северного оленя, полярную сову, песца, лемминга.
Воспитатель: Как выглядят олень? (Выставляет картину северного оленя).
Дети: Могучий, ветвистые рога, густая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Оленьи упряжки».

Игра «Оленьи упряжки»
Один из играющих изображает запряженного оленя, другой — каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия. Доехав до стойбища (до противоположной стороны), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Воспитатель: Молодцы! Весело поиграли. Ребята, если есть олени, значит должна быть растительность. Что же растет в тундре?
Дети: Мох, лишайник, карликовая береза.

Воспитатель: Правильно! В тундре как и везде тоже бывает лето, но какое оно? (Ответы детей). Но за короткое лето успевают поспеть ягоды. Какие, назовите их?
Дети: Клюква, морошка, брусника, голубика.
Воспитатель: Назовите лишнее в ряду слово-растение, которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника; карликовая береза, клен, карликовая ива. (Ответы детей).
Как вы думаете, почему березки в тундре совсем другие-маленькие и тоненькие, словно тростинки? А нашу березу сравнивают с девицей-красавицей. Она высокая и стройная.
Дети: Потому что здесь им не хватает питательных веществ, тепла и света.
Воспитатель: Чем занимаются люди в тундре?
Дети: Разводят оленей, охотятся, ловя рыбу, женщины шьют одежду.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем подарок оленеводам. Садитесь за столы на свои места. Возьмите лист бумаги, поставьте карандаш на точку. Внимательно слушайте и выполняйте задание.

Графический диктант:
3клеточки вправо, 4-вниз, 6-вправо, 2-вниз, 1-вправо, 5-вниз, 1-влево, 4-вверх, 1-влево, 4-вниз, 1-влево,4-вверх, 3-влево, 4-вниз, 1-влево, 4-вверх, 1-влево, 4-вниз, 1-влево, 4-вверх, 1-влево, 3-вверх, 1-вправо, 2-вверх. 1-влево, 2-вверх.

Воспитатель: Какое изображение у вас получилось?
Дети: Олени.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Я думаю, оленеводы будут рады нашей помощи. А нам пора возвращаться в свой детский сад. Как хорошо, что у нас есть цветик-семицветик. Отрываем лепесток, говорим слова: «Ты лети, лепесток…» (Звучит аудиозапись ветра, дети кружатся).

Заключительная часть
Воспитатель: Вот мы и в своем детском саду. (Раздается стук в дверь. Входит фея Экологии — воспитатель в костюме феи).

Фея Экологии: Здравствуйте, ребята! Я рада вашему возвращению и очень вами довольна. Я наблюдала за вами и могу с гордостью считать вас своими помощниками. Расскажите мне, что вам больше всего запомнилось в вашем путешествии? Каких животных Крайнего Севера вы увидели? Чему вы удивились? Где бы вы еще хотели побывать? (Ответы детей).
Мне пора возвращаться, но я хочу вам дать задание. В свободный отрезок времени зарисуйте свои впечатления от путешествия и пришлите мне. Я очень буду рада вашим рисункам.
Дети: Фея Экология, большое Вам спасибо за путешествие! Мы дарим Вам на память картинку-помощницу «Северное сияние». Чтобы всем, кто попадет в Северную страну, освещало путь северное сияние! До свидания, мы будем ждать новой встречи с вами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.