Конспект образовательной деятельности
«В путешествие с гномами»
Варламова Ольга Владимировна,
воспитатель МБДОУ №38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Практическое применение дидактической системы Ф. Фребеля в образовательном процессе ДОО.
Цель: формировать основы инженерного мышления средствами дидактической системы Ф. Фребеля.
Задачи:
Формировать конструктивные навыки; умение работать по схеме; формировать умение составлять план деятельности и прогнозировать ее результат; формировать умение ориентироваться в пространстве; расширять словарный запас; активизировать пассивный словарь дошкольников.
Развивать пространственное мышление; познавательный интерес; коммуникативные навыки.
Воспитывать чувство сопереживания; умение работать в коллективе.
Оборудование: фигурки гномов, карта, наборы дидактической системы Ф.Фребеля № 7, 8, 9, коробочка «с Сюрпризом», геометрические пеналы, воздушный пластилин, «путеводный камень», Сундучок с сокровищами.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Давайте отправимся в путешествие вместе с этими очаровательными гномами. (Фигурки гномов из театрального уголка).
Гномы раздобыли карту 3/7 Царства, они знают, что в этом Царстве большие запасы самоцветов.
— Как вы думаете, зачем гномам самоцветы? (Народ гномов всегда славился своими ремеслами, особенно выдающиеся мастера у них были в ювелирном и кузнечном делах).
До одного месторождения им никак не добраться, путь оказался слишком сложен т.к. на пути встречаются ловушки и трудности. Не попасть в некоторые ловушки нам поможет «Путеводный камень». Он указывает, каким образом и сколько шагов нужно сделать, чтобы не попасть в ловушку.
Гномы умеют колдовать, но нельзя злоупотреблять магией, ведь он не бесконечна.
И так в путь! (бросаем «путеводный камень». Передвигаются дети до первой остановки. Воспитатель передвигает гномов на карте).
— Смотрите какой Сундучок! Давайте откроем его. Может быть там сокровища…
(Открывают Коробочку «с сюрпризом», из нее выскакивает изображение паука)
— Ооо! Кто это? Дети отвечают: (паук)
В. — Этот паук может быть для нас и гномами опасен? Дети.- (да, потому что некоторые пауки ядовиты).
В. -Как можно избежать встречи с ним? (ответы детей).
В. — Как мы знаем, ребята, когда холодает пауки прячутся в укромные места (в расщелине коры деревьев, в норки и впадают в спячку). Давайте подуем на него. (Дуют, но паук не прячется). Видимо без магии гномов не обойтись. Давайте «наколдуем» снежинки, пауку станет холодно и он спрячется в свою норку.
Из наборов Ф.Фребеля №8 палочки и №9 кольца и дуги сконструируйте снежинки. (ребята выкладываю)
— Как появляются снежинки? (Снежинка – это замерзшая капелька воды, которая пока летит с неба, с помощью ветра приобрела красивую резную форму).
— Пауку стало холодно он прячется. (Воспитатель закрывает коробочку «с сюрпризом»).
— Можем продолжать путь. Бросает «Путеводный камень» (передвигаются дети, воспитатель передвигает гномов на карте).
— Смотрите, здесь какие-то детали и инструкции (Детали и схема для конструирования грузовиков из набора Ф.Фребеля № 7).
-Рассмотрите схемы, что получится из этих деталей? Какие детали вы видите? (круги, квадраты, треугольники). Сколько деталей надо для этого грузовика?
-Давайте смастерим, починим грузовики. Может быть, остаток пути нам удастся проехать.
(Ребята конструируют грузовики по схеме) Молодцы, вы отличные мастера! Но что-то грузовик не едет. Придется снова воспользоваться магией гномов, а мы с вами им поможем.
-Чтобы завести моторы грузовиков. Устройтесь на стульчиках поудобнее. Правой ногой «нажимайте» на педаль. В ритме заводящегося мотора хлопайте в ладоши и брынчите. Сначала медленно. Теперь быстрее, Быстро. Ура! Мотор работает, поехали.
(передвигаются дети, воспитатель переставляет на карте гномов)
— Что это на карте? (Река)
_ Как нам перебраться (Ответы детей: перейти в брод , переплыть, построить мост).
— Давайте построим мост. Здесь есть наборы различного материала (геометрические пеналы). Но не весь строительный материал подойдет. Для того чтобы отобрать подходящий, надо. Выложить числовой ряд от 1 до 9. Взять количество предметов, которое соответствует числу, соседи которого 6 и 8 (получается 7), причем 2 предмета – палочки, 2 предмета – треугольники, а остальные должны иметь углы.
— Какие это могут быть фигуры? (квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники).
(Выполняют постройку мостов).
— Какие отличные мосты у вас получились, надежные! Но для Грузовика узкие, поэтому путь нам придется продолжить пешком.
( переставляем гномов)
Давайте снова проверим безопасность пути (бросают «путеводный камень»). Перемещаются.
— О! Какая отличная поляна! А не пора ли нам устроить привал? Комфортнее отдыхать в защищенном месте. Соорудим шатер с помощью набора Ф.Фребеля №8 палочки и горошин воздушного пластилина.
(Выполняют коллективную работу).
Вот мы под уютным укрытием. Давайте сядем поудобнее, закроем глаза, отдохнем.
— Наша поисковая экспедиция еще не подошла к концу, а судя по карте, осталось совсем немного. Продолжим путь! (Бросают «камень», перемещаются, переставляют гномов)
На карте место отмеченное знаком. Находят сундучок с «Сокровищами» (в сундучке: стеклянные камешки, ракушки, бусинки, камешки, пуговицы). Гномы сделают из этих сокровищ превосходные ювелирные украшения. А вы сейчас можете выбрать то, которое понравилось больше остальных.
— Спасибо, ребята, за помощь.
— Вам путешествие понравилось?
— Было увлекательно?
— Что запомнилось?