Конспект образовательной деятельности по логоритмике
«Весенняя мозаика»
для детей старшей группы
Максименко Ольга Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ № 25,
Ганичева Татьяна Авенировна,
музыкальный руководитель МАДОУ № 25,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Задачи:
Развивающие: развивать двигательную деятельность, произвольные движения кистей и пальцев рук, слухового внимания, восприятия, чувство ритма во взаимосвязи с речью.
Коррекционные: активизировать у детей память и внимание.
Совершенствовать общую и мелкую моторику, регулировать мышечный тонус и координацию движений, быстроту реакции. Развивать речевое дыхание и голос.
Воспитательные: воспитывать способность ритмично двигаться под музыку, формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, умение действовать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и вызвать у детей положительные эмоции.
Организационный момент:
Музыкальный руководитель:
Психогимнастика «Здравствуй, друг»
(установление эмоционального контакта)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Логопед:
Ребята, у меня есть для вас загадка
Зазвенели ручейки, прилетели грачи,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движением полна, а зовут ее … (весна)
Игра «Подбери словечко».
— Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. Логопед
говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово.
Появляются подобранные логопедом картинки.
Закончилась долгая, холодная… (зима).
Наступила тёплая, долгожданная… (весна).
Всё ярче светит весеннее… (солнышко).
Появляются первые… (проталины).
Бегут звонкие…(ручьи).
С крыш домов капают… (сосульки).
На деревьях набухают… (почки).
С тёплых краёв прилетают… (птицы).
Ребята строят для скворцов… (скворечники).
Мы очень любим первые весенние… (цветы).
— Весной солнышко просыпается, всем ребятам улыбается.
Мимические упражнения
«Солнышко проснулось»:похлопать глазками, потянуться, зевнуть.
«Солнышко – тучка»: улыбнуться, — нахмуриться (чередовать).
«Апрель»:
Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)
Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)
Баба снеговая горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)
— Я предлагаю вам отправиться в лес на встречу с весной.
Динамическое упражнение «Прогулка» (музыка Макшанцевой)
Раз – два – три – четыре – пять! В лес сейчас пойдем гулять. | Обычная ходьба по кругу, руки на поясе. |
По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдем. | Ходьба змейкой с высоким подниманием коленей. |
Вот мы кочки увидали, Через них мы прыгать стали. | Прыжки с продвижением вперёд. |
Упражнение «В лесу» (развитие речевого дыхания и голоса)
Взрослый | Дети |
Наступает утро. Шумит лёгкий ветерок | Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…» |
Всё просыпается в лесу — звери, птиц, цветы | Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются. |
Наступает вечер, все звуки в лесу стихают | Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются. |
Ухает филин | Короткий звук «У» то громко, то тихо. |
И только слышно журчание ручейка | Долгое «с-с-с-с-с…», руки выполняют волнообразные движения. |
Музыкальный руководитель:
Игра «Звуки весны» (развитие слухового внимания)
Ведущий произносит слова: дождь, молния, гром, тишина.
Дети должны выполнить следующие действия
«Дождь!» – произносить: «Ш-ш-ш…»,
«Молния!» – звонить в колокольчик,
«Гром!» – громко топать ногами,
«Тишина» – всё смолкает.
Логопед:
Музыкальные чистоговорки «Весна» (распевки)
На-на-на, на-на-на, | «играют» указательные пальцы обеих рук |
Наступила вновь весна | «играют все пальчики» |
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, | «играют» средние пальцы обеих рук |
Ожила кругом земля | «играют все пальчики» |
Ель-ель-ель, ель-ель-ель, | «играют» безымянные пальцы обеих рук |
звенит звонкая капель | «играют все пальчики» |
Чьи-чьи-чьи, чьи-чьи-чьи, | «играют» мизинцы обеих рук |
журчат весенние ручьи | «играют все пальчики» |
Игра «Назови ласково»
— У весны много друзей. Давайте назовём их ласково
(Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова
с уменьшительно-ласкательным значением).
Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина,
скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)
(запись «стук дятла»)
Музыкальный руководитель:
— Я слышу, как дятел уже шлёт всем птицам телеграмму на юг, чтобы
они скорее к нам возвращались.
Игра «Дятел» (развитие чувства темпа и ритма)
Дети отстукивают ритм стихотворения на кубиках
Дятел сел на толстый сук:
Тук да тук, тук да тук!
Всем друзьям своим на юг:
Тук да тук, тук да тук!
Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Тук да тук! (В. Суслов)
Логопед:
Кто весной прилетает с юга?
Как называются эти птицы?
Почему их так называют?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Музыкальный руководитель:
У каждой птицы своя песня, своя перекличка. Послушайте,
как перекликаются птицы.
(Педагог отхлопывает несложный ритмический рисунок, и
предлагает детям, по цепочке, повторить).
Музыкальный руководитель:
— В природе всё проснулось! Слышите звон! Капель, и та, запела песню!
Весна – прекрасное время года, она дарит природе новые краски, звуки.
Давайте мы с вами вместе озвучим такое стихотворение с помощью
музыкальных инструментов.
Ярко лучики сияют, (маракасы.)
За окном сосульки тают, (треугольник.)
Ручейки везде бегут, (металлофон.)
Птички весело поют.(птички — свистульки.)
Логопед:
— Всё живое радуется весне. Собрались звери на поляне и решили
вместе спеть.
Коммуникативная игра «Звериное пианино»
(разработка О.В. Хухлаевой) «Маленькая полька» музыка Д. Кабалевского
(Дети садятся в одну линию — получается клавиатура фортепиано).
Ведущий игры раздает каждому участнику маску — его голос –
звукоподражание (волк – «у», медведь – «ры», лиса – «тяв», ёж – «фыр»,
заяц – «скок» лягушка «ква», птичка – «чирик»). Ведущий, то есть
«пианист», дотрагивается до плеча детей («играет на клавишах»). А
«клавиши» издают каждая свой звук. Если пианист легко дотронулся до
клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко.
Если сильно – то «клавиша» — говорит громко).
Логопед:
— Солнышко так разогрело землю, что лужи кругом и много ручьёв, мы
можем промокнуть, надо уходить их леса (стихи Алябьевой Е.А.)
Речь с движением «Лужи»
Шлёп-шлёп-шлёп, | ритмичные хлопки по коленям |
Иду по лужам. | ходьба мелкими шажками |
Хлюп-хлюп-хлюп, | хлопки по коленям |
Вода в ботинках. | ходьба мелкими шажками |
Кап-кап-кап, | руки вверх, ритмично опускать ладошки |
Мне зонтик нужен. | округлые ладони над головой – «зонт» |
Оп-оп-оп — Вода по спинке | скрестить руки на груди, ритмично похлопывать по плечам |
Буль-буль-Буль — | пружинка |
Упала шапка. | наклон головы вперёд |
Ой-ой-ой — Кругом вода! | кружатся вокруг себя |
Пение « Солнечная капель» музыка С. Соснина, Слова И. Вахрушевой
С колокольчиками и треугольниками музыкальными
Рефлексия:
Где мы с вами побывали? Какие звуки природы можно услышать в лесу
весной? Чем можно передать звуки весны? Какая игра вам понравилась?