Конспект образовательной деятельности
Виртуальная экскурсия «Озёра Кольского полуострова»
для детей старшего дошкольного возраста
Фирсова Надежда Викторовна,
воспитатель МАДОУ № 25,
г. Мончегорск
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: закрепить знания детей о озёрах, приобщить дошкольников к экологической культуре, способствовать проявлению гуманно-ценностного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
— Расширить представление детей о том, что Россия огромная страна.
— Закрепить знания детей об озерах, как природном объекте
— Закрепить умение ориентироваться на глобусе, находить месторасположение озера Имандра на карте.
Развивающие:
— Развивать познавательный интерес, любознательность, творческую активность детей.
— Развивать мышление, воображение, память, внимание.
— Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, уметь отвечать на вопросы четко и грамотно.
— Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природного мира.
Воспитательные:
— Воспитывать экологическое мировоззрение дошкольников
— Формировать представления о том, что человек часть природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к природным ресурсам.
Оборудование: глобус, ноутбук, магнитофон, презентация(фото), для экспериментов (чашка, вода, мусор, масло, вата, салфетка, цветные карандаши, листы для рисования)
Интересные сведения для педагогов:
Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе. С помощью виртуальной экскурсии реализуется принцип наглядности обучения.
Виртуальная экскурсия играет важную роль в повышении квалификации педагогов. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- доступность — не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны;
- возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
Ход образовательной деятельности:
1.Организационный момент
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
2. Основной этап(стоя)
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря-Всё называется
— Земля!
А если в космос ты взлетишь, то из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,Любимую планету!
(вращениеглобуса)
— Дети, что это?
— Глобус.
Вот глобус планеты, планеты Земля.
На нем океаны, леса, города.
Посмотрите внимательно — Какого цвета наглобусе больше всего?
(Больше всего на глобусе голубого цвета).
— Что означает голубой цвет на глобусе?
(Голубой цвет на глобусе означает океаны, моря, реки, озера)
Как одним словом можно назвать все это?
(Водоемы) Совершенно верно. Это водоёмы.
3.Ознакомление с материалом.
В нашей стране много озер, но сегодня я хочу пригласить вас ввиртуальную экскурсию «Озёра Кольского полуострова» (презентация с видео роликами)
Можно использовать фото
Что же такое виртуальная экскурсия?
Вы знаете? – нет
Это экскурсия, которую можно посетить с помощью компьютера. Проходите, присаживайтесь удобно и мы отправимся в путешествие.
Слайд. И начнем мы с самого большого озера, это озеро называют жемчужиной Кольского полуострова. Вода возеречистая и прозрачная, так как озеро питается снеговыми и дождевыми водами. Вода в озере очень холодная, озеро очень бурное.Озеро богато рыбой: сиг, хариус, кумжа, голец, окунь, щука, ряпушка, лосось и др. Что же это за озеро? (это озеро-Имандра). И начинается оно с города Мончегорска. Это озеро состоит из трёх частей. Бабинская Имандра, Экостровская Имандра, Большая Имандра, протяжённость почти 100 км. Это очень большое озеро
Слайд. Ребята, а вы знаете откуда произошло название озера Имандра? — нет. Так вот послушайте легенду. (ВИДЕО РОЛИК) Старинная саамская легенда гласит, что «Имандра» — имя девушки, дочери охотника, жившего на берегу небольшого озера. У одного злого колдуна Хиби была прекрасная дочь Андра. Отец Андры был строг и не пускал ее из дому. Очень несчастная была Андра и томилась в несвободе. Однажды мимо тех мест проезжал юноша по имени Им. Услышал он грустную песнь Андры и сжалился. Когда ночь опустилась на озеро, Им помог девушке бежать. Колдун бросился в погоню, но силы природы помешали ему догнать беглянку. Сильный ветер, холодный ливень — колдун остановился, но пообещал отомстить влюбленным. Превратил он юношу с девушкой в воду, что разлилась на Кольском полуострове, образовав озеро Имандра. А сам колдун превратился в могучие горы Хибины.Вот так и появилось озеро с красивым названием ИМАНДРА.
Слайд. Это озеро расположено вцентре города в окружении зелени,остаётся одним из любимых мест для отдыха. Летом здесь купаются, проводят соревнования на байдарках. А с приходом осени озеро становится очень живописным. Жители города приходят сюда отдохнуть, посидеть у воды, полюбоваться красотой природы, покормить уток. (ВИДЕО РОЛИК)А зимой можно наблюдать, как посреди озера возникает городок из цветных палаток – рыбаки выходят на зимнюю рыбалку.Кто догадался о каком озере идёт речь?(Комсомольское озеро). Около этого озеро мы с вами часто бываем, оно расположено рядом с нашим детским садом.
Слайд. Название этого озера произошло от саамского слова «лумбал», что означает» проточное озеро» Это озеро расположено в центральном парке иназывается оно – (озеро Лумболка) (Видеоролик)
Озеро Лумболка, озеро детства,
Мне на тебя не наглядеться!
Камешки ярко на дне серебрятся,
И бестолково мальки суетятся.
Тычутся в берег усталые брёвна…
Как ты казалось в детстве огромно!
Как тебя звонко дожди колотили,
Радуя пляской щепки флотилий!
Как я гадала, тайнами бредя:
Что там, на дальнем, чуть видимом, бреге?
Как трепетала в красках заката,
Стоя над гладью вод розоватых!
Жгли мне ладони и воображение
Льдинки весенние — замки волшебные.
Сколько загадок и сколько открытий!..
Где-то озёра есть знаменитей,
Мне ж на тебя не наглядеться,
Озеро Лумболка, озеро детства!
К берегу Лумболки ведут дорожки городского парка, спускается знаменитая «Потёмкинская» лестница, завершающаяся широкой площадкой, откуда в хорошую погоду открывается замечательная панорама.
На этом наша экскурсия подходит к концу. Давайте вспомним, что мы увидели на экскурсии, что узнали.
Какое озеро запомнилось? Почему?
Что сегодня было интересно?
Мне тоже понравилось с вам путешествовать.
После просмотра видео роликов предлагаю сделать зрительную гимнастику с движением.
Рыбки весело резвятся (переминаютсяс ноги на ногу)
В чистой тепленькой воде, (останавливаются)
То сожмутся, разожмутся, (закрыть руками глазки, открыть)
То зароются в песке. (погладить пальчиками по векам)
4. Практическое решение проблемы.
Любите дети природу:
Реки, озёра, моря,
О ней проявляйте заботу —
Будут тогда чудеса.
Мне хочется пригласить вас в мини лабораторию, где мы с вами проведем опыты.
Опыт 1. Давайте представим, что эта чашка — озеро. Когда — то оно было чистым (наливает чистую воду). А теперь бросим туда, банки, кусочки газеты, льем несколько капель растительного масла (который заменяет бензин и мазут) и другой мусор. Что вы видите
Дети: В начале, когда мусора было немного, вода оставалось чистой. Когда мусора стало больше, вода стала грязной. А в конце воды совсем не осталось.
— Что же произошло с озером, почему оно обмелело?
Вывод: Озеро обмелело из-за накопившегося там мусора. Люди стали очень часто бросать в воду мусор, сливать остатки бензина, оставлять бревна, которые потом гниют в воде. От этого гибнет рыба, начнут болеть водоросли, кустарники. Негде будет жить стрекозам, мошкам, бабочкам, нечем питаться лягушкам. Озеро опустеет.
— Что же надо сделать, чтобы помочь оживить озеро? Надо очистить его от мусора (чистят воду маленькими грабельками)
— От мусора мы озеро очистили. Но вода в нем все равно осталась грязной. Давайте проведем еще один опыт и попробуем очистить воду в этом озере.
Опыт 2. Для опыта нам понадобятся чистые стаканы, стаканы с мутной водой, воронки, фильтры (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан. Что происходит? ( вода очищается). Очистилась вода от растительного масла (да).
— Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода становится чистой. Наше озеро снова стало чистым. И впредь не оставлять мусор на берегу и не бросать его в воду.
Физкультминутка. («Ручейки – река. озеро») (Дети — «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку», а потом образуют круглое «озеро»)
5. Заключительный этап.
В завершении мне хочется с вами поиграть в игру.
. Д/игра «Если бы ты был озером».
— Ребята, если бы вы были озёрами, о чем бы попросили человека? (ответы детей)
• Не бросать в озёра разный мусор.
• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.
• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.
• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.
• Не рвать водные растения.
— Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу и у озёр. Для чего нужны такие знаки? (Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе)
Рисование экологических знаков.
— Расскажите мне о знаках, которые вы нарисовали, что они обозначают? (Ответы детей)
Итог:
— Ребята, понравилось вам наше занятие?
— Что интересное вы узнали?
Что полезного сделали?
Вы сегодня большие молодцы. Ваши знаки мы установим у нашего Комсомольского озера, чтобы люди соблюдали чистоту и порядок.